Адыги

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск

Ады́ги (за пределами России — черкесы, самоназвание адыгэ (ед. ч.), адыгэхэр (мн.ч.)) — общее название близкородственных народов в России и за рубежом, объединяющее кабардинцев, черкесов, убыхов, а также адыгейцев. Языки — Адыгейский язык и Кабардино-черкесский язык, входящие в Абхазо-адыгские языки Северокавка́зской семьи языков. Большинство адыгов двуязычны, и помимо родного языка владеют государственным языком страны проживания; в России это русский язык, в Турциитурецкий и т. д.

Общая численность адыгов в Российской Федерации по переписи 2002 года 712 тысяч человек, они проживают на территории шести субъектов: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Северная Осетия, Ставропольский край. В трёх из них адыгские народы являются одним из «титульных» наций, черкесы в Карачаево-Черкесия, адыгейцы в Адыгее, кабардинцы в Кабардино-Балкарии.

За рубежом самая многочисленная диспора проживает в Турции, по некоторым оценкам она насчитывает до 1,2 млн черкесов. Существуют также данные по численности черкесскойдиаспоры в Израиле, она составляет 4 тысяч человек. Диаспоры адыгов также проживают в Сирии, Иордании, странах Европы, США и в некоторых других странах Ближнего Востока, однако статистика этих стран не дает точных данных по их численности.

Древние этнонимы адыгов

Основная статья: Этнонимы адыгов

Современные этнонимы адыгских народов

Общее самоназвание — Адыгэ. Кроме общего самоназвания, имеются и дополнительные названия для этносов:

  • Кабардинцы — Къэбэрдей
  • Убыхи — Бъехъ (Пех), Туахъы
  • Черкесы — Адыге.
  • Адыгейцы — Адыгэ, в составе которых выделяют следующие субэтносы :
    • Абадзехи — Абдзах
    • Адамийцы — Адэмый
    • Бесленеевцы — Беслъэней
    • Бжедуги — Бжъэдыгъу (в том числехамышейцы и черченейцы)
    • Егерукаевцы — Еджэрыкъуай
    • Мамхеги — Мамхыгъ
    • Махошевцы — Махошъ
    • Темиргоевцы — КӀэмгуй, КӀэмыргуй
    • Натухайцы — Нэтхъодж
    • Шапсуги — Шапсыгъ
    • Хатукайцы — Хьатыкъуай
    • Жанеевцы — Жанэ
    • Чебсин — Цопсынэ
    • Адале- Адалэ
    • Хакучи — ХьакӀуцу
    • Гуайе — Гъоайе

История

Основная статья: История адыгов

Культура

В фольклоре основное место занимает нартский эпос (Нарт пшыналъэ), героические и исторические песни, песни-плачи о героях (гъыбзэ). Многообразие трудовых песен обусловлено разными формами хозяйства (песни пахарей, косарей, погонщиков волов при молотьбе, чесальщиц шерсти, песни при прополке и очистке кукурузы, аробные, мельничные, кузнечные, пастушьи песни и наигрыши).

Обрядовый фольклор включает песни-обращения к покровителям леса; песни вызывания дождя; новогодние поздравительные песни; ритуальные наигрыши, сопровождающие поиск утонувшего или погибшего под лавиной; песни-обращения к божеству грома, сопровождающие похороны, пострадавшего от молнии; песни семейные (свадебные, колыбельные, песни-укачивания одряхлевших стариков), врачевательные (песни-заговоры от оспы, от ран); песни-благопожелания (хохы).

Музыкальные инструменты: смычковый «шикlэпщын», щипковый «апепшин», духовой «къамыл», или бжами, деревянная трещетка «пхачич». Со 2-й пол. 19 в. широко распространилась «гармоника». Традиционный музыкальный фольклор сохранился во многом благодаря странствующим музыкантам «джэгуакlо гъыбзау»', особенно популярным у адыгейцев.


Религия у Адыгов

В истории адыгов был более тысячелетнего христианства, однако христианство не смогло окончательно закрепиться. Общеизвествно, что Каран большей частью опирается на Библию, и что мусульмане и христиане поклоняются одному и тому же богу(Аллаху), поэтому принятие ислама адыгами происходило хоть и под внешним давлением, но без серьезных осложнений, поэтапно на протяжении периода, с XVI до начала XVIII века. Внешняя информация о приоритете мусульманской религии в Черкесии впервые появляется в первой половине XVII века. «Одни из них магометане, — сообщает Джиованни Лукка, — другие следуют греческому обряду, но первых больше». На сегодняшний день - большая часть адыгов мусульмане-сунниты, а большая часть абхазов осталась христианами. На протяжении IV—XVI вв. в религиозных представлениях черкесов сочетались и тесно переплетались элементы христианства и традиционные этнические верования. Зихи, сугды, саниги и касоги исповедовали христианство византийского толка; имели собственные авторитетные кафедры. В период с ХIII по XV вв. и эпизодически вплоть до первой половины XVII в. на территории Зихии (Черкесии) велась активная миссионерская деятельность со стороны римско-католической церкви. Но, несмотря на тысячелетний период христианской агитации и реально функционировавшего церковного института, адыги так и не стали христианскими ортодоксами. Первыми ислам из всех черкесских этнографических групп приняли те, которые проживали на Черноморском и Азовском побережье. Это шегаки (хегаки), жане, натухаи и бжедуги. Вторым эшелоном ислам приняли черкесские субэтносы в степях и предгорьях Северного Кавказа: хатукаи, собаи, махоши, кемиргои, бесленей и кабардинцы. Наконец, последним эшелоном стали убыхи, шапсуги и абадзехи, которые занимали среднюю часть страны. Первыми приверженцами новой конфессии становились представители знати. Если в XVI веке лишь отдельные группы черкесов исповедовали ислам, то к ХIХ веку все черкесы смотрели на османского султана, как на своего духовного главу и некий высший авторитет. Британский путешественник Эдмунд Спенсер в своё время записал со слов совеременников - «Черкесская кровь течет в венах султана. Его мать, его гарем — черкесские; его рабы черкесы, его министры и генералы черкесы. Он глава нашей веры, а также нашей расы». Процесс принятия ислама, таким образом, затянулся на несколько столетий. Черкесы времен Спенсера признавали религиозный и политический авторитет османского султана, тогда как черкесы XV века никого не ставили выше себя и своих амбиций. Эти же взгляды отражены в сочинении аз-Захири (ум. 1468 года) об устройстве государства черкесских мамлюков, где постулируется тезис о приоритете черкесов в исламском мире: «Суть дела в том, что по истине на титул султана имеет право только владетель Египта, да поможет ему Бог; он теперь стоит выше всех царей и самый благородный из них,…» Позже, в 1830 году - «Единственное вероисповедание черкесских племен, — констатировал Хан-Гирей.

Адыгская литература

Основная статья: Адыгская литература

Ссылки

  • [Сетевой ресурс: www.circassianmuseum.co.il/ адыгэ музей]
  • [Сетевой ресурс: www.adygaabaza.ru Всемирные Абаза-Адыгские (Черкесские) сайты]
  • [Сетевой ресурс: www.circassianlibrary.org/library.php?lang=ru Адыгская интернет-библиотека]
  • [Сетевой ресурс: www.djeguako.ru/content/category/4/20/64/ История адыгов (черкесов) и абхазов (абазин)]
  • [Сетевой ресурс: www.aheku.org/ Черкесский портал Адыгэ Хэку]

Примечания

Литература

  • Адыгская (Черкесская) энциклопедия. Москва, 2006
  • Турция диаспора Черкесия (Ссылка: Сетевой ресурс: www.circassiandiaspora.com)
  • Шортанов А. Т. Адыгская мифология. Нальчик, 1982

Категории



Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.