Алла Назимова

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск
актриса
Алла Назимова
Мириам Эдес Аделаида Левентон
Алла Назимова.jpg
Период жизни
22 мая 1879  —  13 июля 1945
Место рождения

Ялта

Алла Назимова[1] (Alla Nazimova, 22 мая 187913 июля 1945), урождённая Мириам Эдес Аделаида Левентон — американская кино- и театральная актриса родом из Таврической губернии Российской империи, продюсер и сценарист.

Биография

Алла Назимова в 1899 году

Будущая актриса родилась 22 мая 1879 года в Ялте и была третьим ребёнком в семье крымского фармацевта-еврея Якова Левентона и его жены Сони Горовиц. Её родители часто ссорились друг с другом, и потому Мириам провела большую часть первых лет жизни на попечении у близких и дальних родственников. Затем её семья перебралась в Швейцарию, где Соня из-за рукоприкладства супруга развелась с ним. После развода родителей Мириам и двое её братьев некоторое время жили на попечении в швейцарской семье. Там она изучала немецкий и французский языки и, с раннего детства обнаружив музыкальные способности, в возрасте семи лет начала брать уроки игры на скрипке. Вскоре её отец снова женился и увез дочь обратно в Ялту.

Оказавшись на родине, девочка продолжала совершенствовать игру на скрипке, и в 1889 году её наставник пригласил Мириам выступить на ежегодном новогоднем концерте. Её отец, считая увлечение Мириам постыдным и не желая, чтобы местная общественность узнала, что дочь состоятельного аптекаря выступает на сцене, настоял на том, чтобы она взяла псевдоним. Мириам выбрала своё второе имя Аделаида и фамилию Назимова, в честь героини недавно прочитанного романа «Дети улиц». Концерт прошёл удачно, но после отец сильно избил Мириам, в результате чего в душе актрисы на долгие годы поселился страх перед аудиторией и склонность к депрессии после выступления.

Начало карьеры

Когда девушке исполнилось пятнадцать лет, она поступила в Одесское Филармоническое училище. В Одессе в Мириам впервые пробудился интерес к сцене — дочери владелицы пансиона, где она поселилась, выступали в местном театре и часто репетировали на глазах у девушки. Её брат, к тому времени из-за болезни отца назначенный опекуном сестры, воспротивился её желанию стать актрисой, но в 1898 году уступил, и семнадцатилетняя Мириам уехала в Москву, где под псевдонимом Алла Назимова стала брать уроки у знаменитого К.С.nbsp;Станиславского в его школе актёрского мастерства при Московском Художественном театре.

Во время обучения она завязала роман с известным миллионером, а после болезненного разрыва с любовником бросила школу и стала играть в областном театре. В 1899 году Алла вышла замуж за молодого актёра Сергея Головина. Их брак оказался неудачным. Супруги вскоре стали жить порознь, хотя неизвестно, развелись ли они когда-нибудь официально. Затем Алла вернулась в МХАТ, но уже через год, разочаровавшись в манере преподавания Станиславского, навсегда покинула школу и месяцем позже подписала контракт с кисловодским театром.

Театр

В Костроме, куда она приехала со спектаклем, Алла познакомилась с легендарным актёром тех лет Павлом Орленевым, близким товарищем Чехова [2] и Горького. Между актёрами вспыхнул бурный роман. В 1904 году в составе театральной труппы они отправились на гастроли в Европу, где с блеском играли на сценах Лондона и Берлина. Публика с восторгом приняла Аллу, и вскоре она стала одной из ведущих театральных прим того времени. В феврале 1905 года Назимова и Орленев уехали в Америку и провели на гастролях полтора года, представив публике классические постановки «Царь Федор Иоаннович» по пьесе Толстого, «Евреи» по пьесе Чирикова, спектакли по пьесам Чехова и малоизвестного тогда Ибсена. Менеджером труппы в этом турне была известная анархистка Эмма Гольдман. [3]

Несмотря на высокие оценки критиков, актёры были сильно стеснены в средствах, так как не ставили коммерческих постановок, и в мае 1906 года Орленев и остальная часть труппы вернулись в Россию. Назимова же осталась в США и подписала контракт с легендарным театральным продюсером Ли Шубертом. Чтобы добиться признания за океаном, Алле необходимо было выучить язык, и она начала брать уроки английского у некоей Каролины Харрис. Будучи матерью-одиночкой, Харрис часто приводила на занятия своего сына Дикки, будущего актёра Ричарда Бартельмеса. В 1916 году благодаря протекции Аллы он вместе с нею дебютировал в кино в фильме «Невесты войны».

Кино

На протяжении следующих нескольких лет Назимова активно играла на подмостках Бродвея и добилась большой популярности. В 1915 году она сыграла главную роль в антивоенном драматическом спектакле «Невесты войны» — истории о женщине, которая, потеряв в Первой мировой войне двоих братьев, стала организовывать антивоенные акции протеста, в результате чего попала в тюрьму и там застрелилась. Талантливая игра актрисы привлекла внимание продюсера Льюиса Селзника. Он захотел снять фильм по мотивам пьесы и предложил актрисе гонорар в 30 тысяч долларов плюс тысячу долларов за каждый съёмочный день сверх графика. Она согласилась и таким образом в 1916 году, когда актрисе было уже тридцать семь лет, состоялся её дебют в кино.

Популярность фильма обеспечила Алле пятилетний контракт на невероятно выгодных условиях с Metro Pictures, которая в 1924 году слилась с Goldwyn Pictures и превратилась во всемирно известную студию MGM. Кинокомпания предложила актрисе гонорар в 13 тысяч долларов в неделю — на 3 тысячи больше, чем получала Мэри Пикфорд, — и право самостоятельно выбирать режиссёра, сценарий и партнера для фильмов.

В 1918 году Назимова, не прекращая играть в театре, снялась в главных ролях в мелодрамах «Чудесное явление», «Игрушки судьбы» и «Око за око», и во всех трёх картинах неизменным партнером актрисы становился её любовник Чарльз Бриант, с которым она жила в гражданском браке с 1912 года. В последнем фильме, где она сыграла влюбленную во французского офицера дочь арабского шейха, Назимова помимо прочего выступила в качестве продюсера и со-режиссёра Альбера Капеллани. Два её следующих фильма, драмы 1919 года «Из тумана]» и «Красный фонарь», вновь срежессированные Капеллани, снискали не меньший успех, однако фильм «Непоседа» был принят более прохладно, и актриса впервые почувствовала вкус неудачи.

Закат кинокарьеры

Назимова продолжала работать и после роли танцовщицы-француженки в мелодраме 1920 года «Сильнее смерти», которая с успехом прошла в кинотеатрах, частично восстановила своё положение. Однако качестве её картин понижалось, и в начале 1920-х она скатилась с четвёртого на двадцатое место в рейтинге популярных актёров журнала Photoplay.

В 1920 году на экраны вышла её первая комедия «Миллиарды», снятая по сценарию Брианта. Художником по костюмам и декоратором фильма выступила Наташа Рамбова, подруга Аллы и будущая жена киноидола 20-х Рудольфа Валентино. В 1921 году Назимова снялась вместе с Валентино в экранизации романа «Дама с камелиями» Александра Дюма.

После мелодрамы 1922 года «Кукольный дом» по пьесе Генрика Ибсена Назимова приняла участие в одном из самых известных своих фильмов — экзотической драме «Саломея» (1923) по пьесе Оскара Уайльда. Режиссёром фильма стал её любовник Бриант, декорациями и костюмами вновь занималась Наташа Рамбова, а Назимова не только исполнила скандальную роль Саломеи, но и сама написала сценарий, спродюсировала и вложила в его производство собственные средства. Все это не спасло фильм от грандиозного провала в прокате, как в Америке, так и в Европе.

Так как репутация Аллы как киноактрисы была испорчена, она вернулась в театр. Примечательно, что именно её выступление в спектакле по пьесе Ибсена «Привидения» (осень 1936) вдохновило Теннесси Уильямса стать писателем [4] (а тремя десятилетиями ранее её игра восхищала [5] другого выдающегося драматурга, Юджина О’Нила). Время от времени она продолжала сниматься в кино — в 1924 году появилась в картине «Уличная Мадонна», затем в 1925 году снялась в драме «Мой сын» и низкобюджетном фильме «Искуплённый грех». На сцене театра Алле продолжала сопутствовать слава, а на киноэкраны актриса вернулась только в начале 1940-х, сыграв после пятнадцатилетнего перерыва в пяти картинах.

Файл:GoldbergAlla.Nazimova.jpg
Алла Назимова в 1922 году

В 1936 году в актрисы был диагностирован рак груди. Последовала мастектомия, и после операции болезнь не возобновилась. [6] Алла Назимова скончалась в Лос-Анджелес от тромбоза венечных сосудов 13 июля 1945 года. Актрисе было шестьдесят шесть лет.

Интересные факты

  • Назимова дружила с актрисой Эдит Лакетт и была крестной матерью её дочери Нэнси, будущей жены 40-го президента США Рональда Рейгана.
  • Публика называла Аллу Назимову Мадам.
  • В фильме Билли Уайлдера Бульвар Сансет (1950) Норма Десмонд, стареющая королева немого кино и хозяйка особняка с бассейном на бульваре Сансет в Лос-Анджелесе, пишет сценарий фильма «Саломея», в котором намерена играть главную роль, и изображает перед своим молодым любовником Чарли Чаплина. Дворецкий называет свою хозяйку «мадам». Этих совпадений достаточно, чтобы предположить, что прототипом Нормы послужила Алла Назимова.
  • В 1977 году Кен Рассел снял фильм «Валентино» о жизни Рудольфа Валентино, в котором роль Аллы исполнила актриса Лесли Кэрон.
  • Актриса была удостоена звезды на Голливудской Аллее Славы.

Примечания

  1. Сетевой ресурс: nerusactors.ru/biography/alla_nazimova/gallery/
  2. В письмах к Ольге Книппер Чехов мельком упоминает Аллу: «Вчера я был у Орленева, познакомился с Левентон; она живёт с ним на одной квартире.» («Переписка А.П.Чехова и О.Л. Книппер», том I, письмо от 28 августа 1901 года)
  3. [Сетевой ресурс: tmh.floonet.net/articles/goldman.html A few years later she served as manager and interpreter for the Russian actors Paul Orleneff and Alla Nazimova on their theatrical appearances in the United States.]
  4. [Сетевой ресурс: www.keegantheatre.com/olivetti/tennesseestudy/index_E.html 1936 — Autumn. Sees Alla Nazimova perform in Ibsen’s Ghosts and is inspired to be a playwright.]
  5. Impressed as he had already been by Alla Nazimova’s New York season of Ibsen plays in 1907 … [Сетевой ресурс: www.litencyc.com/php/speople.php?rec=trueUID=3384 Litencyc.com]
  6. [Сетевой ресурс: www.theolddyke.co.uk/nazimova.htm Theolddyke.co.uk] In 1936 Madame had suffered from a breast cancer and underwent a mastectomy; the cancer did not return.

Ссылки

  • [Сетевой ресурс: www.csse.monash.edu.au/~pringle/silent/ssotm/Feb99/ Alla Nazimova: Silent Star of February 1999]  (англ.)
  • [Сетевой ресурс: www.theolddyke.co.uk/nazimova.htm Alla Nazimova and the Garden of Alla]  (англ.)
  • [Сетевой ресурс: www.beatrice.com/interviews/lambert/ Небольшое интервью с биографом актрисы]  (англ.)
  • [Сетевой ресурс: www.nwlink.com/~erick/silentera/Nazimova/AllaN_B2_Magazine1912/AllaN_B_2_Mag1912_Pages.html Интервью актрисы] The Motion Picture Story Magazine, июнь 1912 года
  • [Сетевой ресурс: www.theolddyke.co.uk/mercedesfriends.htm Выдержки из автобиографии Мерседес де Акоста]  (англ.) См. в тексте Mercedes meets Alla Nazimova
  • [Сетевой ресурс: www.kino-teatr.ru/teatr/art/history/201/ Федоров А.В. Алла Назимова: легенда сцены и экрана ]
  • [Сетевой ресурс: www.nwlink.com/~erick/silentera/Nazimova/AllaN_B3_SalomeGallery/AllaN_B_3_SalomeGallery.html Кадры из фильма «Саломея»]
  • [Сетевой ресурс: www.eeweems.com/val_lewton/_imagery/nazimova_500.jpg Некролог актрисы]  (англ.)
  • [Сетевой ресурс: silentladies.com/PNazimova.html Фотографии актрисы на Silentladies.com] и [Сетевой ресурс: www.geh.org/ar/celeb/nazimova_sum00001.html на Geh.org]
  • [Сетевой ресурс: www.findagrave.com/cgi-bin/fg.cgi?page=grGRid=758 Фотография могилы актрисы]
Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.