Арендт, Ариадна Александровна

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск

Ариадна Александровна Арендт (10 июня (23 июня) 1906, Симферополь12 октября 1997, Москва) — советский скульптор, график. Внучка Николая Андреевича Арендта. Жена скульптора А.И. Григорьева. Основатель московского кружка теософов.

скульптор
Ариадна Александровна Арендт
Arendt AA.jpg
Период жизни
23 июня 1906  —  12 октября 1997
Место рождения

Симферополь

Жанр

скульптор, график

Альма-матер

Симферопольский техникум изобразительных искусств,
Высший художественно-технический институт

Биография

Родилась в Симферополе в семье врачей. Семья А.А. Арендт ещё до первой мировой войны была дружна с М.А. Волошиным. С детства Ариадну возили в Боран-Эли под Старым Крымом в имение тети Ариадны Николаевны и её мужа Михаила Пилопидовича Латри, внука И.К. Айвазовского. К ним нередко наведывался Волошин. Там и в Симферополе большое внимание Волошин уделял рисункам Ариадны и оказал на неё огромное влияние как личность. В 1921 г. Волошин спас маму Ариадны Софию Николаевну Арендт, вырвав её из подвалов симферопольской ЧК.[1]

Училась в Симферопольской гимназии, В 1923—1926 годах — в Симферопольском техникуме изобразительных искусств у Н.С.Самокиша и И. Я. Иткинда. Будучи студенткой Симферопольского техникума ИЗО, Ариадна навещала Волошина в Коктебеле.

В 1928 году поступила в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) в Москве. Где её преподавателями были В.И. Мухина, И.М. Чайков, С.Ф. Булаковский, И.С. Ефимов и В.А. Фаворский. В Москве с Ариадной происходит несчастный случай — она попадает под трамвай.

Из воспоминаний Алексея Козлова:

«У Ариадны Александровны не было обеих ног, она сидела на коляске. Мы разговорились, сразу стали интересны друг другу, и она рассказала мне вот такую историю. Она настоящая штайнеристка, верила в реинкарнацию полностью. В двадцатые годы она — молодая девушка, студентка Вхутемаса, шла по Москве и вдруг ее сбил трамвай. Она очнулась в больнице без ног. И она рассказала мне: «Когда я поняла, что мне отрезало ноги, я почувствовала возвышенное облегчение! Счастье!»... Она расплатилась за что-то. Что-то было кармическое, какой-то грех в прошлой жизни. Это потрясающе!..»[2]

После расформирования института в 1930 г. и в связи с переводом отделений живописи и скульптуры в Ленинград, в Академию художеств, продолжила учебу там во вновь созданном Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ). Окончила его в 1932 году. Член Союза художников с 1934 года.

В 1948 год ее мужа осуждают на 8 лет лагерей за участие в «Антисоветском теософском подполье». В отношении Ариадны Александровны и её тети, О.А. Буткевич, возникло дочернее «Дело баронесс», хотя никакими баронессами они не были. Но делу не дали хода, возможно потому, что одна женщина была слишком стара, другая — без ног.[1] После ареста Григорьева Арендт изгнали из их общей мастерской. 11-ю рейсами грузовика вывезли скульптуры к друзьям семьи — семье Н.Ф. Усольцева — в ветхий деревянный дом, откуда они только что переехали. Однако там вскоре обрушился потолок, и почти все их работы погибли. Часть произведений сохранил в своей квартире профессор. В.В. Ковальский.

из письма Ариадны Александровны своему мужу времен его первого этапного периода:

«Свердловск, п/о 19, п/я 245. Григорьеву Анатолию Ивановичу. Москва – 24.08.48. Свердловск – 23.09.48. Дорогой мой друг! Мы все преодолеем, все переживем, ты будешь заниматься своим любимым делом с ещё большей глубиной и энергией, и все наши переживания послужат нам же на пользу. Искусство твое никуда не уйдет. Это огромное испытание надо выдержать на отлично. Не унывай, не опускайся. Я добьюсь пересмотра. Тебя посылают в Норильск. Это далеко, но не так уж — устье Енисея. Как только получу письмо — вышлю посылку. А с навигацией будущего года мы с сыном приедем, м.б. останемся, а если нет смысла — поедем обратно. Это как ты захочешь, и как мы сообща найдем нужным. Мужайся, друг мой. Пиши как можно чаще хоть по несколько слов. В Красноярск высылаю деньги. Целую, будь здоров, до свидания. Аля».[1]

Ариадна Александровна бореться за судьбу мужа. Обращение за содействием к В.Н. Голубкиной (в возглавляемом ею музее А.С. Голубкиной Анатолий Иванович обучал молодежь ремеслу скульптура), а также к своему учителю В.И.Мухиной и Д.С. Меркурову, а их, в свою очередь, к Сталину было в то время мужественным поступком со стороны академиков. Мухина дала хотя и сдержанную, но очень положительную профессиональную характеристику Григорьева, указав, что он может быть использован для скульптурного оформления Москвы, а Меркуров на том же письме приписал, что Григорьев талантливый скульптор. Это сыграло позитивную роль.[1] Мужа переводят из Норильска в Кучино, где использовался не на общих работах, но как скульптор. В 1954 году, после 7 лет в лагерях, Григорьева освобождают. В 1955—1956 годах Арендт и Григорьев строят дом в Коктебеле. И с того времени и до смерти мужа почти пополам делят свое время между Москвой и Коктебелем.

За годы своего творчесвта Ариадна Александровна создала более 70 портретов , десятки композиций, жанровых, декоративных и графических работ ,занималась садово-парковой скульптурой и керамикой — по анималистической, сказочной и басенной тематике. Очень своеобразны её не имеющие аналогов скульптуры из морской гальки и окаменелостей. Её произведения находятся в Художественной галерее им. И. К. Айвазовского в Феодосии, Третьяковской галерее, в Русском музее и во многих других музеях России и за рубежом.[3]

Выставки

  • 1933 г. Москва: Выставка «Художники РСФСР за ХV лет (1917—1932)». Скульптура.
  • 1934 г. Москва: Выставка начинающих молодых художников
  • 1936 г. Москва: Выставка-смотр произведений молодых художников (Живопись, графика, скульптура)
  • 1938 г. Москва: Выставка живописи, графики и скульптуры женщин-художников
  • 1939 г. Москва: ВЫСТАВКА РАБОТ ЖЕНЩИН-ХУДОЖНИЦ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ЖЕНСКОМУ ДНЮ
  • 1940 г. Москва: ВЫСТАВКА СКУЛЬПТУРЫ МОСКОВСКОГО СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
  • 1941 г. Москва: Молодые художники РСФСР
  • 1947 г. Москва: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ 30-ЛЕТИЮ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
  • 1952 г. Москва: Выставка произведений московских скульпторов
  • 1955—2000 гг. Участие во многих выставках — московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных.
  • 1977—1978 гг. Персональная выставка А.А.Арендт и А.И.Григорьева. Скульптура. Выставочный зал МОСХ РСФСР (ул. Вавилова, 65).
  • 1991 г. Москва: Персональная выставка. Скульптура, графика. Выставочные залы МОСХ РСФСР (ул. Беговая, 7/9)
  • 1993 г. Москва: Восьмая выставка произведений художников России. Каталог с.44
  • 1997 г. Москва: ВЫСТАВКА СЕМЬИ ХУДОЖНИКОВ А.А., М.Ю., Н.Ю. АРЕНДТ, А.И.ГРИГОРЬЕВА, М.Б.АЙЗЕНШТАДТА. СКУЛЬПТУРА, ГРАФИКА, ЖИВОПИСЬ. Объединение московских скульпторов, Дом скульптора.
  • 1999 г. Москва: ВЫСТАВКА А.А.АРЕНДТ И А.И.ГРИГОРЬЕВА. СКУЛЬПТУРА. ВМЕСТЕ С ВЫСТАВКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ Н.К., С.Н. и Ю.Н. РЕРИХОВ из частных собраний. Центр–музей им. Н.К.Рериха.
  • 2005 г. Москва: ВЫСТАВКА ИЗ СЕРИИ «РЕПРЕССИРОВАННЫЕ ХУДОЖНИКИ». АНАТОЛИЙ ГРИГОРЬЕВ, АРИАДНА АРЕНДТ. СКУЛЬПТУРА, ГРАФИКА. Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова.
  • 2006 г. Коктебель: Персональная выставка к 100-летию со дня рождения. Скульптура, графика. Дом-музей М.А.Волошина.
  • 2007—2008 гг. г. Москва: ВЫСТАВКА «СБЛИЖЕНИЕ МУЗ». НЕМЕЦКИЕ ХУДОЖНИКИ РОССИИ В ХХ ВЕКЕ. АРЕНДТ А., КНОБЛОК Б., КНОБЛОК А., ЭЙЗЕНШТЕЙН С., ЭНГЕЛЬС О. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА.[4]

Примечания

Ссылки




Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.