Болгары в Крыму

Материал из Крымологии
(перенаправлено с «Болгарский язык»)
Перейти к: навигация, поиск

В 1773-1774 годах русская армия разбила турецкие войска в Болгарии. Полководец Румянцев-Задунайский вынудил турок после заключения Кючук- Кайнарджийского мира покинуть маленькую свободолюбивую страну, Но раздосадованные янычары, отступая, бросились убивать и грабить болгарское мирное население.Отчаявшиеся люди обратились за помощью к русскому полководцу, и им позволили перейти границы России и селиться на ее южных окраинах.

Так в конце XVIII-начале XIX века появились в Крыму предки тех, кого мы называем крымским болгарами, хотя на полуострове еще с IV века известны так называемые протоболгары, или праболгары. По-гречески <прото> - первый (приставка <пра> придает русским словам значение первичности).

Крымские болгары получили в Тавриде по 50 десятин земли на каждого члена семьи. На 10 лет их освободили от службы в армии и от налогов. Первые колонии болгар и греков появились под Симферополем, в Балта- Чокраке (нынешний район Заводское), в Старом Крыму, в Евпатории.


Численность и места компактного проживания

По переписи 1989 г. в Крыму проживало 2186 болгар. В настоящее время болгарское население рассматривается как диаспора, которая пополняется людьми, прибывающими из различных стран СНГ. На 1994 г по данным ЦСУ Крыма, проживало около 2000 болгар. Места компактного проживания - Симферополь и Коктебель.

Справка

На долю представителей остальных национальностей, проживающих на территории Крымского полуострова, приходится менее 10% от общей численности населения Крыма. В ближайшее время они будут развиваться в направлении "'демографической стабильности" со сбалансированным естественным и механическим движением. К таковым относятся выделяющиеся по численности и имеющие или в ближайшее время организующие национально-культурные общества: татары Поволжья, Урала и Сибири (по данным переписи 1989 г. - 10,8 тыс. чел.), молдаване (6,6), поляки (6,2), мордва (4,6), азербайджанцы (2,4), марийцы (1,9), цыгане (1,7), грузины (1,7), эстонцы (1,0), караимы (882 чел.), чехи (664), крымчаки (604) и др.[1]

История переселения в Крым

Переселение болгар в Крым из Турции стимулировалось из Петербурга многочисленными материальными, финансовыми, земельными льготами, о которых не могло даже мечтать местное население.

После схода на крымский берег переселенцы содержались за государственный кошт: каждому взрослому выдавались суточные в размере 10 коп, а „малолетней душе“ - по 6 коп.

На месте поселения болгары получали до первого собственного урожая от 5 до 10 коп. суточных. Крупную денежную сумму в 300 руб. переселенцы получали на хозяйственное обзаведение - на строительство собственного дома, приобретение сельскохозяйственного инвентаря, рабочего и продуктивного скота.

Правилами 1804 г. для переселенцев установлено, что болгары будут при активной помощи губернской администрации заниматься теми видами сельского хозяйства, которыми они занимались на родине, но особенно виноградарством, садоводством, табаководством, шелководством, разведением улучшенных пород овец.

Переселенцы на полуостров с Украины и России, местные жители завидовали иностранным колонистам, в том числе и болгарам: каждой болгарской семье отводилось до 60 десятин государственной земли.

Выходцы из Турции также получили право свободно торговать и заниматься промыслами, заводить фабрики и мануфактуры. Особенно ценили они освобождение от рекрутчины и гражданской службы.

Каждому болгарскому переселенцу были предоставлены льготы в податях и других повинностях финансового порядка на 10 лет. По истечении их они в значительной степени сохранялись в течение следующих 10 лет: болгары облагались лишь податью в размере 15-20 коп с десятины. Только после истечения двадцати лет после своего прибытия в Крым переселенцы из Турции уравнивались в податном отношении с татарами, переселенцами с Украины и России.

Прибывшие в Крым болгарские семьи были не очень многочисленными: в среднем они состояли из 4-5 человек. Неплохие условия жизни на новом месте способствовали тому, что ежегодно в каждой второй семье рождался ребенок.

Долголетие в болгарских поселениях было обычным явлением, а смертность ниже, чем у местных жителей и переселенцев с Украины и России: ежегодно умирал один человек на сотню крымских болгар. Не обижено было и болгарское православное духовенство: в каждом крымском селении ему для пользования был выделен особый земельный участок - в среднем по 33 десятины. Их служители культа обрабатывали в свободное от ритуальной деятельности время.[2]

Первые поселения

В конце XVIII и в XIX в. правители России приложили немало усилий к эмиграции татар из Крыма в Турцию и организации в широких масштабах переселения на полуостров всех, кого к этому можно было привлечь. Это происходило за счет переселения сюда с Украины и России, а также переселения в Крым выходцев из стран Европы и православного населения с территории Турции. Среди последних немалый удельный вес занимали болгары. Это бывшие подданные турецкого султана, которые в пределах Российской империи искали свободы вероисповедания.

Летом 1802 г. на полуострове появились 63 болгарские семьи. Они создали Старокрымское болгарское поселение.

Основатели другого болгарского поселения попали на крымскую землю случайно. В августе 1804 г. в Севастопольском порту бросила якорь купеческая шхуна "Дидона", на борту которой находились 220 болгар, покинувших Андрианопольский вилает. По распоряжению русского посланника в Стамбуле шхуна направлялась в Таганрог, чтобы высадить там болгар для поселения в Приазовье. Шкипер шхуны объяснил портовым властям, что довезти болгар до Таганрога не может из-за непогоды и окончания запасов продовольствия.

Пассажиры шхуны были высажены в Севастополе и вскоре поселены в покинутом отправившимися в Турцию татарами ауле в Феодосийском уезде.

Болгарское поселение получило название Кишлав - от татарского <къшла>, означающего загород для овец, защиту от непогоды и ветров. Так называлась в бытность здесь татар природная котловина, где расположились болгары.

В 1806 г. в Евпаторийский порт прибыло из Турции судно, на котором находилось 13 болгарских семей из Анатолии. Они были поселены в бывшем татарском ауле Балта-Чокрак, обитатели которого ранее отправились в Турцию.[3]

Вторая и третья волна переселения

Вторая волна переселения болгар в Крым пришлась на время русско- турецкой войны 1828-1829 гг. М.С. Воронцов направил в Румелию своих эмиссаров, призывавших там к переселению в Россию болгар - специалистов в области мореплавания и судостроения. Прибыло около 1000 человек. Однако только 21 из них оказался моряками и кораблестроителями (почти все они были приписаны к мещанам Керчи). Остальные были земледельцами, скотоводами и садоводами. Большая их часть была поселена на полуострове.

М.С. Воронцов хотел разместить их только на казенных землях, но по ходатайству местных помещиков предгорной и горной части полуострова, стремившихся к развитию на своих землях садоводства и виноградарства, Николай I распорядился селить их и на помещичьих землях.

После Крымской войны увеличилась эмиграция татар на территорию Турции. Одновременно представители русского правительства агитировали в Османском государстве болгар к переселению в пределы Российской империи, обещая им "златые горы".

В результате началась третья волна переселения на полуостров болгар. Переселенцы из Турции получали по 50 десятин надела на семью и по 125 руб. пособия на обзаведение. Несмотря на это, они оказались в нелегком положении. Выделенная им земля была нередко малоплодородной, а вода в колодцах солоноватой.

Недовольство болгар привело к тому, что некоторые из них вернулись в Турцию. Оставшиеся же в Крыму были поселены в более благоприятных местах (Андреевка, Сарабуз, Царицыно).

Имело место и переселение болгар внутри полуострова. Болгары из Старого Крыма и Кишлава поселились в Коктебеле, Кочеке, Седжеуте, Марфовке, Кабурчаке, Османчике, Аппаке Феодосийского уезда.

Материалы переписи 1897 г. свидетельствуют, что в это время на полуострове проживало 7528 болгар. [3]

Быт и образ жизни

Жилище

Дома болгар, побеленные снаружи и изнутри и покрытые черепицей, сооружались из глины с хворостом или из кирпича. В доме было 3-4 комнаты с глиняным, реже деревянным полом. Предметы быта производили в основном сами. Меблировка болгарских жилищ состояла из дивана, обитого ярким ситцем, нескольких крашеных столов со стульями. На стенах висели ковры, рушники и тарелки, увитые сухими цветами.

Но болгары постоянно не жили в комнатах дома, а обычно размещались в тесноте в небольшом помещении, устроенном между домом и сараем или в какой-либо другой хозяйственной пристройке. Здесь печь не имела трубы, так что дым выходил в отверстие в потолке.

В тех местах, где болгары по местным условиям соприкасались с немцами, греками, украинцами, русскими, старинные предания и обычаи начинали постепенно исчезать из их жизни. Болгары же Феодосийского уезда, окруженные бедным татарским населением, более всего сохраняли религиозно- языческие обряды и национально-бытовые черты.

Образ жизни

У крымских болгар преобладало мужское население. Это приводило к тому, что болгарские девушки не испытывали особых проблем с выходом замуж. Семейная жизнь носила патриархальный характер. Болгарские семьи были крепкими. Семейная жизнь и семейная добродетель уважались. Молодые люди вступали в брак в 18-20 лет, а девушки - в 16-18 лет. Поздние браки были редкостью.

По своему физическому типу крымские болгары не отличались от тех, которые проживали на Балканском полуострове. Они были в основном среднего роста, не очень крупного сложения. Цвет лица имели смуглый, волосы черные и курчавые, глаза живые и выразительные, нос с горбинкой.

Женщины, красивые в молодости, быстро старели и к тридцати годам часто казались уже старухами.

Вероисповедание

Грамотность среди болгар была невысокой, но все-таки выше, чем среди украинцев, татар и русских. В 1915 г. среди мужчин она составляла 40,7%, а среди женщин -9,6%. Болгары были религиозны. В каждом их селении действовала православная каменная церковь. Служители культа пользовались среди переселенцев значительным влиянием. Низкий уровень образования и религиозность накладывали свой отпечаток на быт болгар.[3]

Календарные праздники крымских болгар

Первые болгарские поселенцы в конце XVIII - начале XIX века, стремясь сохранить свой язык, веру и культуру на свободных землях Российской империи, приносят с собой на Крымскую землю свои обычаи, обряды, праздники.

Наиболее почитаемые церковные и народные праздники вместе составили народный календарь крымских болгар.

Календарные праздники болгар имели циклический характер и были приурочены к тем дням, когда в природе происходят видимые и серьезные перемены, связанные с хозяйственными интересами и общественным жизненным циклом человека.

Наиболее почитаемые праздники:

  • 6 декабря - день Св.Николая;
  • 20 декабря - Игнат день;
  • 25 декабря - Коляда;
  • 1 января - Новый год;
  • 6 января - Богоявление;
  • 7 января - Иванов день;
  • 8 января - Бабин день;
  • 18 января - Тарасов день;
  • 2 февраля - Трифонов день;
  • Масляничная неделя.
  • 1 марта - Баба Марта;
  • 40 мучеников;
  • Благовещение;
  • Лазарев день - суббота перед Вербным воскресеньем;
  • Вербное воскресенье;
  • Пасха - Велик день;
  • Спасов день;
  • 23 апреля - Георгиев день;
  • день Кирилла и Мефодия;
  • Святая Троица;
  • Святой Николай
  • Пеперуда ляда.
  • 24 июня - Иванов день;
  • 29 июня - Петров день;
  • Ильин день;
  • 1 августа - Макавей;
  • 6 августа - Преображение Господне;
  • 15 августа - Успение Св. Богородицы (Гуляма Бугуродица).
  • 8 сентября - Рождество Св.Богородицы (Малка Бугуродица);
  • 14 сентября - Крастов день;
  • 26 октября - Димитров день;
  • 8 ноября - Архангелов день.

Многие календарные праздники болгар содержат элементы языческих обрядов. Так, в празднике Баба Жарта женщины разжигают костер, прыгают через него, подбрасывают красные шерстяные пояса, делают мартинички - скрученные красные и белые шерстяные нити, которыми украшают близких людей, деревья, домашний скот.

Многие церковные праздники теряют в народном понимании свое первоначальное значение и, накладываясь по времени на прошлые языческие, приобретают новый хозяйственный смысл. Особо чтимые болгарами церковные праздники церковь считает второстепенными. Это весенний Егорий - 23 апреля, весенний Николай - 9 мая, Иванов день - 24 июня, Петров день - 29 июня, Ильин день - 20 июля. Некоторые церковные праздники, уже имевшие народное хозяйственное истолкование, получают у крымских болгар новое значение. Так, Трифонов день - в народном понимании праздник виноградарей и виноделов, празднуемый зимой, приобретает в некоторых селах Таврической губернии значение сохранения жизни и хозяйства от волков, которых было немало в степях, где жили болгарские поселенцы.

Многие общие праздники крымских болгар имели местные дополнения и назывались в разных селах по-разному (например:Новый год, Нова година, Васильов день, Сурва). Интересно, что многие православные религиозные праздники крымские болгары отмечали по-восточному, устраивая курбаны, когда закалывали жертвенных баранов или крупный рогатый скот и, поджарив или сварив, угощали родных и знакомых, а иногда устраивали общественный обед. Общественные курбаны проводились в день Св. Георгия - 23 апреля, Троицын день, на Успение, Рождество пресвятой Богородицы, и частные курбаны на Иванов день, Тарнасов день, Петров день, Ильин день и по окончании полевых работ.[4]

Хозяйственная деятельность

Формы землепользования

Самой распространенной формой землевладения среди крымских болгар было общее. При нем каждый член общества имел определенный земельный пай, который не мог быть уменьшен или изменен. Его можно было продать, завещать, подарить, сдать в аренду. Всякое хозяйственное распоряжение общей землей, т.е. обращение пашни в пастбище, ограничение прав отдельных совладельцев на пользование общим выгоном, разрешение или запрещение выпаса скота на общем выгоне, сдача в аренду мельницы или общего сада осуществлялись только по согласию большинства совладельцев.

При обсуждении хозяйственных вопросов все совладельцы пользовались равными правами, хотя как собственники они не всегда были равны. Для принятия решения требовалось простое, а не квалифицированное большинство.

Общая пахотная земля нарезалась каждому совладельцу пропорционально его доле в земле во временное пользование, причем не в одном месте, а полосками в нескольких частях поля. Расположение полосок отдельных домохозяев определялось по жребию - кому где выпадает.

Обычно выделенными земельными участками пользовались 3-4 года - в зависимости от того, сколько лет пахали и засевали одно и то же поле.

Распределение сенокосов между отдельными домохозяевами также осуществлялось на основе пропорциональности путем отвода каждому совладельцу полосок. Для соблюдения справедливости раздел покосов производился ежегодно и только перед сенокосом.

Пользование лесными участками в болгарских поселениях также осуществлялось на основе пропорциональности ежегодно.

Уровень жизни

Уровень жизни в болгарских колониях не был одинаков. В этом отношении в положительную сторону выделялись жители Кишлава и Старого Крыма. Имущественное положение крестьян различных национальностей в крымском селе было неодинаковым. Объяснялось это тем, что уровень их хозяйствования был неодинаков. Наибольших успехов добивались хозяйства немецких, эстонских и чешских колонистов.

За ними шли болгары, которые добивались тоже больших хозяйственных успехов, чем татары, украинцы и русские. Болгары отличались трудолюбием, бережливостью и расчетливостью Зажиточные болгары применяли наемный труд, в том числе своих односельчан, все больше втягивались в рыночные отношения.

Рабочих из крымских болгар на промышленных предприятиях Симферополя, Керчи, Феодосии, Евпатории, Ялты, Севастополя почти не было Болгары внесли свой вклад в развитие сельскохозяйственного производства на полуострове.

Занятия колонистов

Благоприятные условия, в которые русскими властями были поставлены переселявшиеся в Крым болгары, положительно отразились на их хозяйственной жизни.

Урожайность зерновых и огородных культур в болгарских хозяйствах была выше, чем в хозяйствах местных жителей. Основной отраслью было хлебопашество. Развитие хлебопашества на первых порах испытывало значительные трудности из-за непривычных климатических условий, низкой плодородности земель, недостаточной обеспеченности сельскохозяйственным инвентарем, рабочим скотом, недостаточности земельного надела.

Разведение лошадей, крупного рогатого скота, грубошерстное овцеводство тоже были постоянным занятием болгар на крымской земле. Высокая оплата труда, связанная с недостатком рабочих рук, побуждала все большую часть болгар к разведению рогатого скота и овец. Дело в том, что уход за скотом требовал меньше трудовых усилий, чем занятие хлебопашеством.

Особенностью развития скотоводства в хозяйствах болгарских колонистов было преобладание овцеводства над коневодством и разведением крупного рогатого скота.

В развитии овцеводства в количественном отношении болгарские хозяйства уступали татарским. Однако болгары превосходили местных жителей в качественном отношении - они практиковали тонкорунное овцеводство, которое пользовалось покровительством правительства и приносило немалые доходы.

Среди болгар получили распространение занятие шелководством и табаководством.

Были достигнуты болгарами успехи и в развитии виноградарства. Особенно славилось вино, производимое в колонии Балта-Чокрак.[3]

Крымские болгары в советский период истории

Болгары стремились не участвовать в событиях гражданской войны на полуострове в 1917-1920 гг., считая их сугубо русским делом. Немалое число болгар умерло во время голода 1921-1922 годов. Новую экономическую политику они встретили с одобрением. Во время нее их хозяйства окрепли.

В конце 1929 - начале 1930 г. среди болгар, как и других национальных групп крымской деревни, была произведена принудительная коллективизация и раскулачивание. Оно приняло более значительный характер, чем раскулачивание среди татар, украинцев, русских, евреев и пр.

Болгары, как и другие жители многонациональной крымской деревни, против своей воли были загнаны в колхозы, в том числе и в одно- национальные по своему составу. Это вызвало сильное недовольство среди болгарского населения.

С помощью террора оно было загнано внутрь и получило свое выражение только в годы второй мировой войны, когда власти, проводившие раскулачивание, временно исчезли. Это проявилось в том, что значительная часть болгар без особой горести провожала русские войска, временно покидавшие Крым. Это им припомнили в 1944 г., когда были восстановлены те партийные и государственные органы, которые ранее создавали насильственно колхозы, проводили раскулачивание и выселение раскулаченных на европейский север и на Урал.

В 1944 г. болгары, наряду с некоторыми другими национальными группами, по распоряжению из Москвы были депортированы из Крыма. Вместо выселенных полуостров стал заселяться выходцами с Украины и России.

Лишь в последнее время историческая справедливость была восстановлена, и болгары, как и другие депортированные народы, получили возможность вернуться в Крым.[3]

Литература

  • Вернер К. А. Памятная книжка Таврической губернии. - Симферополь, 1889.
  • ЦГАК Ф 26, оп. 1, д. 24129.
  • Клаус А. Наши колонии - СПб., 1869.
  • Дружинина Е. И. Южная Украина в 1800-1825 годах. -М, Наука, 1970.
  • ЦГАК. Ф. 26, оп. 1, д. 24537.
  • ЦГАК. Ф. 26, оп. 1, д. 24463.
  • ЦГАК. Ф. 26, оп. 1, д. 24501.
  • Андриевский Ф. Н. Статистический справочник Таврической губернии. -С., 1915.
  • Тюркология. - © 4. - Баку, изд. АН СССР, 1988.
  • Крым: прошлое и настоящее / Под ред. С Г Агаджанова, А.Н. Сахарова. - М., Мысль, 1988.
  • ЦГАК. Ф. 26, оп. 1, д. 5070.
  • ЦГАК. Ф. 27, оп. 1, д. 7382.
  • Полное географическое описание нашего отечества. Новороссия и Крым / Под ред. П. П. Семенова-Тян-Шанского. - СПб., издание А. Ф Дервиена, 1910.

См. также

Ссылки

  • [Сетевой ресурс: www.bg-ua.org Информационный портал болгар Украины]

Примечания



Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.