Бравлин

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск

Бравлин — полулегендарный русский князь, совершивший набег на крымский Сурож (Сугдею) на рубеже VIIIIX веков. Известен только по описанию похода дружины на Крым и христианского чуда в русской редакции «Жития Стефана Сурожского» XV века.

Набег на Сурож

Собственно «Житие св. Стефана Сурожского» описывает деяния епископа Сугдеи (древнерус. Сурож, совр. Судак), византийского города на юго-востоке Крыма. Стефан Сурожский родился около 700 года, в 787 году отмечен как участник VII (2-го Никейского) собора. Предполагается, что он скончался в конце VIII века, после чего его мощи покоились на алтаре храма Св. Софии в Суроже.

Вскоре после смерти Стефана на Сурож напал некий князь Бравлин:

«По смерти же святого мало лет минуло, пришла рать великая русская из Новаграда. Князь Бравлин, очень сильный, пленил [всё] от Корсуня и до Керчи. Подошёл с большой силой к Сурожу, 10 дней бился зло там. И по истечении 10 дней Бравлин ворвался в город, разломав железные ворота.»

Русский князь кинулся в храм святой Софии, где разграбил золотую утварь и прочие драгоценности, наваленные возле гроба святого. В тот же момент у Бравлина случился приступ, который житие описывает как «обратися лице его назадъ». Тогда предводитель приказал своим людям вернуть всё к гробу святого, однако это не помогло обездвиженному князю. Бравлин приказал вывести войско из захваченного города, оставив в нём всю добычу, награбленную также в Корсуни и Керчи. Святой Стефан явился к князю в видении и сказал: «Пока не крестишься в церкви моей, не возвратишься и не выйдешь отсюда.»

Архиепископ Филарет сотворил молитву и крестил Бравлина, после чего тот вернулся в нормальное состояние. Приняли крещение также все его бояре. Бравлин по настоянию церковников повелел отпустить всех пленников, затем неделю не выходил из церкви, пока не почтил дарами св. Стефана и сам город Сурож с его жителями, после чего удалился.

История Жития св. Стефана

Известны две редакции «Жития Стефана Сурожского» — короткое изложение на греческом и подробная редакция на древнерусском языке. В лаконичной греческой версии рассказ о посмертных чудесах и набеге Бравлина отсутствуют.

Дата создания русского жития Стефана оценивается XV веком. В его состав вошло заимствование из жития Петра митрополита, умершего в начале XV века. А уже в жизнеописании преп. Дмитрия Прилуцкого, составленном во 2-й половине XV века, цитируется рассказ из Стефанова жития. Верхняя граница написания жития может быть ориентировочно определена 1475 годом, когда Сурож был захвачен турками, о чём житие не сообщает. С другой стороны, в 1327 году Сурож был разграблен неким Агач Пасли, храм св. Софии и церковь св. Стефана были разрушены[1], о чём также нет упоминания в житии.

В XVI веке набег князя Бравлина косвенно отмечается в Степенной книге царского родословия:

«Иже и преже Рюрикова пришествия в словенскую землю, не худа бяша держава словенского языка; воинствоваху бо и тогда на многие страны, на Селунский град и на Херсон и на прочих тамо, якоже свидетельствует нечто мало от части в чудесах великомученика Дмитрия и святого архиепископа Стефана Сурожского.»

Но затем в XVII веке история с князем Бравлиным исчезает из русской редакции жития Стефана Сурожского, пока в XIX веке историки вновь не открывают её по старым рукописям. С той поры достоверность Бравлина и его идентификация становятся предметом исследований и споров историков.

Бравлин в историографии

Историки, в частности В. Г. Васильевский, пришли к выводу, что житие Стефана Сурожского составлено русским автором XV века на основе подлинного греческого источника. Наличие греческого источника подтверждается исторически точными деталями повествования о Суроже и Византии, известными из других независимых источников.

Если история с набегом и не является вымышленной вставкой в греческий текст жития, то этническая принадлежность князя Бравлина остаётся не ясной. Сама этимология имени свидетельствует о неславянском происхождении князя. Окончание -ин не характерно для славянских имён, но встречается у древних германцев и скандинавов. С другой стороны, притяжательный падеж у славян почти повсеместно выводит к окончанию -ин, что дает слова типа Грецин (принадлежащий к грекам), Русин (принадлежащий к русским), Ольгин (принадлежащий Олегу) и т. д. уже в ранних письменных памятниках восточных славян.

По мнению сторонников "норманизма" предводитель народа руси мог иметь скандинавское имя, однако Бравлин не мог прийти из Новгорода, если под названием Новаград имелся в виду город на Волхове. Летописные и археологические свидетельства сообщают об основании Новгорода на Волхове не ранее 2-й половины IX века. Существуют версии о более древнем происхождении Новгорода (см. История Новгорода), однако они не признаются в академической историографии.

Историки предлагают различные версии как относительно этимологии имени Бравлин, так и Новаграда. Под Новаградом мог подразумеваться Неаполь Скифский (Новый Город) около нынешнего Симферополя, или же Noviodunum (Новый Город на кельтском) на нижнем Дунае. Имя Бравлин (или Бравалин в одной из рукописей) могло быть почётным наименованием участника легендарной датско-шведской битвы 770 года в местечке Браваллы в восточном Готланде (область в Швеции). В битве этой, согласно датским сагам, участвовали и представители племени русь.[2]

Существовало готское имя Бравлион — его носил епископ Цезаравгусты в Испании, умерший в 651 г. [3]

См. также

Ссылки

  • [Сетевой ресурс: www.magister.msk.ru/library/bible/history/kartsh02.htm А.В. Карташев, Очерки по истории Русской Церкви, т.1, Древнейшие свидетельства о знакомстве руссов с христианством.]
  • [Сетевой ресурс: kpot.narod.ru/crimea/legend/leg25.htm Легенды Крыма. Поход Бравлина.]
  • [Сетевой ресурс: www.rustrana.ru/article.php?nid=32263 Князь Бравлен] — в статье приведен древнерусский текст из Жития Стефана Сурожского.
  • [Сетевой ресурс: vasily-kuzmich.livejournal.com/1039.html Свидетельства о русах конца VIII - начала IX веков]

Примечания



Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.