духовное развитие - основа физической культуры
olley.ru



Высоцкий, Владимир Семёнович

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск
Высоцкий, Владимир Семёнович
Vysocki.jpg
Период жизни
25 января 1938  —  25 июля 1980
Место рождения

Москва

Место смерти

Москва

поэт, актер, певец

Влади́мир Семёнович Высо́цкий (25 января 1938, Москва — 25 июля 1980, Москва) — советский поэт и автор-исполнитель, автор прозаических произведений, заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.

Владимир Высоцкий сыграл десятки ролей в театре и кино, в том числе Гамлета («Гамлет», В. Шекспир), Лопахина («Вишнёвый Сад», А. Чехов). Наиболее примечательными работами в кинематографе являются фильмы «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища». Актёр театра Драмы и комедии на Таганке в Москве, созданного Юрием Любимовым в 1964 году.

Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих стихов и песен под акустическую семиструнную «русскую» гитару.

По итогам опроса ВЦИОМ, проводившегося в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина[1]. Опрос, проведенный ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, абсолютное большинство знает Высоцкого, а около 70% ответили, что относятся к нему положительно и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века[2].

Биография

Родился 25 января 1938 года в 9 ч 40 мин в московском роддоме на 1-й Мещанской улице, 61/2.

Семья:

  • Отец — Семён Владимирович Высоцкий (19151997) — уроженец Киева, военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, полковник.
  • Мать — Нина Максимовна (урождённая Серёгина, 19122003) — по специальности переводчик с немецкого языка.
  • Дядя — Алексей Владимирович Высоцкий, (19191977) — писатель, участник Великой Отечественной войны, кавалер трёх орденов Красного Знамени.
  • Сын — Ники́та Влади́мирович Высо́цкий (род. 8 августа 1964) — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр.
  • Сын — Арка́дий Влади́мирович Высо́цкий (29 ноября 1962, Москва) — российский актёр и киносценарист.

Детство

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в роддоме (б-ца МОНИКИ) на Третьей Мещанской улице (дом 61/2) (теперь это ул. Щепкина)[9]:444. Раннее детство он провёл в московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира): «…На тридцать восемь комнаток всего одна уборная…» — написал в 1975 году Высоцкий о своём раннем детстве. Во время Великой Отечественной войны в 1941 – 1943 годах жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка, в 20 км от райцентра — города Бузулук, Чкаловской (ныне — Оренбургской) области. В 1943 году возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126 (с 1957 года — проспект Мира). В 1945 году Высоцкий пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы:444.

Через некоторое время после развода родителей, в 1947 году, Владимир переехал жить к отцу и его второй жене — Евгении Степановне Высоцкой-Лихалатовой (1918 – 1988), которую сам Высоцкий называл «мама Женя». В 1947 – 1949 годах они проживали в г. Эберсвальде (Германия), по месту службы отца, где юный Володя научился играть на фортепиано.

В октябре 1949 года он вернулся в Москву и пошел в 5-й класс мужской средней школы № 186 (в настоящее время там располагается главный корпус Российской правовой академии Минюста). В это время семья Высоцких жила в Большом Каретном переулке, 15, кв. 4. (На доме установлена мемориальная доска, выполненная московским архитектором Гаспаряном Робертом Рубеновичем, — первая, ещё в советское время, памятная доска всенародного кумира). Этот переулок увековечен в его песне: «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!».

Начало карьеры артиста

С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым.

В 1955 году закончил среднюю школу № 186, и поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушёл после первого семестра[9]:444.

Решение об уходе было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого, Игорем Кохановским, было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии — с остатками крепко заваренного кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это — не моё…»

Так звучит одна из красивых легенд о Владимире Высоцком. Заявление Высоцкого об отчислении из института по собственному желанию подписано 23 декабря 1955 года[10].

С 1956 по 1960 год Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. Он занимается у Б. И. Вершилова, затем у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. 1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание») и первой ролью в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети). В 1960 году произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева «Девятнадцать из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня).

Во время учёбы на первом курсе В.Высоцкий познакомился с Изой Жуковой, на которой женился весной 1960 года.

В 1960—1964 годах Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С. Т. Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном — эпизодических.

В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой (официально брак был зарегистрирован в 1965 году).

Начало поэтической деятельности

В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого. Песня «Татуировка», написанная в 1961 году в Ленинграде, многими считается первой. Неоднократно таковой её называл и сам Высоцкий. Эта песня положила начало цикла «блатной» тематики.

Однако существует песня «49 дней», датируемая 1960 годом, о подвиге четырёх советских солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане. Отношение автора к песне было весьма критичным: в автографе ей дан надзаголовок «Пособие для начинающих и законченных халтурщиков», с пояснением в конце, что «таким же образом могут быть написаны» стихи на любые актуальные темы. «Надо только взять фамилии и иногда читать газеты». Но, несмотря на то, что Высоцкий как бы исключал эту песню из своего творчества (называя «Татуировку» первой), известны фонограммы её исполнений в 1964—1969 гг.

Зрелые годы

В дальнейшем поэтическое и песенное творчество, наряду с работой в театре и кино, стало главным делом жизни В. С. Высоцкого. Проработав менее двух месяцев в Московском театре миниатюр, Владимир безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни (25.07.1980).

В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился с французской актрисой, русского происхождения, Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой (декабрь 1970 года).

В 1968 году В.Высоцкий послал письмо в ЦК КПСС в связи с резкой критикой его ранних песен в центральных газетах. В том же году вышла его первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма „Вертикаль“». Летом 1969 года у Высоцкого был тяжелый приступ, и тогда он выжил только благодаря Марине Влади. Она в это время была в Москве. Проходя мимо ванной, она услышала стоны и увидела, что Высоцкий кровоточит горлом.

В своей книге «Владимир, или Прерванный полёт» Марина Влади вспоминает:

« ...Ты больше не говоришь, полуоткрытые глаза просят о помощи. Я умоляю вызвать „скорую“, у тебя почти исчез пульс, меня охватывает паника. Реакция двух прибывших врачей и медсестры проста и жестока: слишком поздно, слишком много риска, ты не транспортабелен. Они не желают иметь покойника в машине, это плохо для плана. По растерянным лицам моих друзей я понимаю, что решение врачей бесповоротно. Тогда я загораживаю им выход, кричу, что, если они сейчас же не повезут тебя в больницу, я устрою международный скандал… Они, наконец, понимают, что умирающий — это Высоцкий, а взлохмаченная и кричащая женщина — французская актриса. После короткого консилиума, ругаясь, они уносят тебя на одеяле… »

К счастью, врачи привезли Высоцкого в Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского вовремя, ещё несколько минут задержки — и он бы не выжил. Врачи боролись за его жизнь восемнадцать часов. Выяснилось, что причиной кровотечения явился лопнувший в горле сосуд, но в театральных кругах некоторое время ходили слухи о его другой тяжёлой болезни.

В ноябре 1971 года в театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Гамлет» (режиссёр — Ю. П. Любимов), главную роль в котором исполнил В. С. Высоцкий.

15 июня 1972 года в 22:50 по эстонскому телевидению была показана 55-минутная передача «Парень с Таганки» — первое появление Высоцкого на советском телеэкране, если не считать кинофильмов с его участием.

В 1975 году Высоцкий поселился в кооперативной квартире на Малой Грузинской улице, 28.

В том же году в первый и последний раз прижизненно опубликовано стихотворение Высоцкого в советском литературно-художественном сборнике (День поэзии 1975. М., 1975) — это стихотворение «Из дорожного дневника».

13 февраля 1978 года приказом № 103 Министерства культуры СССР, согласно записи в аттестационном удостоверении артиста № 17114, Владимиру Высоцкому была присвоена высшая категория вокалиста-солиста эстрады, после чего Высоцкий уже был официально признан «певцом-профессионалом».

В 1978 году записался на телевидении Чечено-Ингушской АССР. В 1979 году участвовал в издании альманаха «Метрополь».

В 1970-х годах познакомился в Париже с цыганским музыкантом и артистом Алёшей Дмитриевичем. Они неоднократно исполняли вместе песни и романсы и даже собирались записать совместную пластинку, но Высоцкий умер в 1980-м, и этот проект не осуществился.

Вместе с актёрами Театра на Таганке ездил с гастролями за границу: в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу. Получив разрешение выехать к жене во Францию с частным визитом, сумел также побывать несколько раз в США (в том числе и с концертами 1979 года), Канаде, Таити и т. д.

Высоцкий дал более 1000 концертов в СССР и за рубежом.

22 января 1980 года записался на ЦТ в программе «Кинопанорама», фрагменты которой были впервые показаны в январе 1981 года, а целиком передача (хронометраж 1 час 3 мин.) вышла только 23 января 1987 года. В первой части этой передачи В.Высоцкий исполнял попурри из фильма «Вертикаль», песни «Мы вращаем Землю», «Одна научная загадка» из фильма «Ветер „Надежды“», «Я не люблю», «Пожары», «Утренняя гимнастика», «Парус», а во второй — «Жираф», «Письмо в редакцию по поводу Бермудского треугольника», «Песню о земле» из фильма «Сыновья уходят в бой» и «Балладу о любви» из фильма «Стрелы Робин Гуда».

Последние дни и смерть

16 апреля 1980 года состоялась последняя съёмка концерта Высоцкого в Ленинградском БДТ, где он исполнял песни «Кони привередливые», «Купола», «Охота на волков» и рассказывал о своём творчестве. Фрагмент этой съёмки вошёл в передачу В. Виноградова «Я возвращаю ваш портрет». На обратной стороне двойного альбома «Сыновья уходят в бой» приведены фотографии именно с этого концерта.

22 июня 1980 года состоялся один из последних концертов Высоцкого (в Калининграде), на котором ему стало плохо.

3 июля 1980 года состоялось выступление Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры в Московской области, где, по словам очевидцев, он выглядел нездоровым, говорил, что неважно себя чувствует, но на сцене держался бодро и, вместо полутора запланированных часов, отыграл двухчасовой концерт.

14 июля 1980 года во время выступления в МНИИЭМ (Москва) Владимир Высоцкий исполнил одну из своих последних песен — «Грусть моя, тоска моя… Вариация на цыганские темы».

16 июля он провёл свой последний концерт в подмосковном Калининграде (ныне Королёв).

18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета в одноимённой постановке по Шекспиру.

25 июля 1980 года Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире.

Назвать причину смерти невозможно, так как вскрытие не производилось. Существует несколько версий: Станислава Щербакова и Леонида Сульповара — асфиксия, как следствие чрезмерного употребления седативных средств (морфия и алкоголя); Игорь Элькис эту версию отвергает.

Похороны

Владимир Семёнович был похоронен 28 июля 1980 года на Ваганьковском кладбище.

В. Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр от наркотической и алкогольной зависимости.

Высоцкий в Крыму

Владимир Высоцкий в Крыму был неоднократно - на съемках, просто на отдыхе, на концертах, озвучивал песни к фильму «Ветер Надежды» на Ялтинской киностудии.

Три фильма, в которых снимался в Крыму Владимир Семенович, вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.

Знаменитый фильм с участием Высоцкого, снимавшийся в Крыму – «Служили два товарища». Этот фильм давно уже вошел в классику русского кино. Фильм о дружбе и войне. Фильм, в котором сыграли настоящие мастера. Благодаря своей игре, Высоцкий совершенно перевернул идейную составляющую фильма. Его герой – белогвардейский офицер Брусенцов, вроде бы враг советской власти. Но зритель увидел в нем одного из самых положительных героев советского киноэкрана. Он честен и правдив. Он борется за свою страну, за свою офицерскую честь, за свою женщину, за своего друга. И предав своего коня - боевого товарища («он со мной с шестнадцатого года», - кричит поручик), Брусенцов пускает себе пулю в рот. Жизнь больше не имеет смысла. И даже убийство им главного героя фильма - кинооператора Андрея Некрасова, как то не оставляет в зрителе злобы. Шла братоубийственная война и у каждого была своя правда…

В Крыму съемки проходили на крепости Арбат, которая расположена в начале Арабатской стрелки и в фильме играла роль перекопских укреплений. В фильме на ней базировались войска барона Врангеля, и здесь же снимался их штурм красноармейцами. Так же здесь снимали сцену, когда поручик Брусенцов стреляет в Некрасова. Сцены отплытия последнего парохода из Крыма снимались в Севастополе. Крымчанину интересно не только видеть в фильме знакомые виды, но и слышать знакомые слова: Севастополь, Джанкой, Перекоп, Ишунь. Командир полка, в роли Анатолия Папанова, показывая на карте укрепления белогвардейцев на Перекопе, говорит: «Что такое Крым во всероссийском масштабе? Так – кое-что, пупочка. Вот я ее ладошкой прикрыл и нет ее на виду. Но так может рассуждать совсем глупый дурак…».

Другой фильм с участием Высоцкого - «Плохой хороший человек» - трагическая мелодрама по повести А. П. Чехова «Дуэль». Картина снималась в Евпатории и немного в Ялте. Вероятно, зрителям запомнился эпизод, когда герой Высоцкого - фон Корен, делал зарядку с гантелями на берегу моря. Этот эпизод снимался недалеко от Евпатории, на пляже рядом с памятником евпаторийскому десанту. Здесь же, рядом с небольшим причалом, расположенным у памятника, были построены декорации приморского кабачка, много фигурирующего в фильме. Как-то раз от причала отошел небольшой прогулочный теплоход. Уходя от берега, он немного «забирал» в сторону съемочной группы. Внезапно над тихим сияющим морем загремел голос Высоцкого – оказалось, что это на судне, узнав о его присутствии на берегу, на всю катушку врубили трансляцию любимых народом песен. Съемочная группа невольно замерла. Высыпавшие на палубу пассажиры всматривались в берег, пытаясь разглядеть фигуру певца. Они размахивали руками, приветствуя его, а затем теплоход дал три протяжных гудка, салютуя Высоцкому. До сих пор сдержанный, тот улыбнулся и помахал рукой уходящему с его песнями кораблю. Во время съёмок в Евпатории Высоцкий написал знаменитую песню «Чёрные бушлаты», посвященную евпаторийскому десанту.

Менее известен фильм «Белый взрыв», который тоже снимался в Крыму. Фильм рассказывает о подвиге солдат – альпинистов, которые в горах Кавказа в 1942 году смогли спустить лавину на засевшего в ущелье врага, и, пожертвовав жизнью, спасли беженцев – беззащитных женщин и детей. Высоцкий снялся в фильме в эпизодической роли. Картину предполагалось снимать на Кавказе, но получилось так, что режиссёр картины Вячеслав Говорухин получил травму при аварии вертолёта. Чтобы не терять время, съёмки перенесли в Крым, где есть скалы, не требующие сложных подходов, но вполне отвечающие сценарным условиям. Съёмочная группа жила в Алуште. Высоцкий переживал тогда не лучшие дни. Разгромная кампания в прессе 1968 года сказалась, помимо всего прочего, и на заработках. Количество концертов упало чуть не до нуля: организации просто боялись приглашать к себе опального барда. По той же причине не поступало приглашений сниматься в кино. Видимо, Говорухин предложил ему эпизодическую роль капитана в «Белом взрыве», чтобы помочь заработать хоть какие-то деньги. Эпизод с участием Высоцкого снимался недалеко от Ангарского перевала. По воспоминаниям консультанта картины и друга Высоцкого - Леонида Елисеева, съемки проходили правее от Ангарского перевала, под склонами горы Эльхк-кая (Кудрявая Марья). Скорее всего, съемки были на повороте туристкой тропы, идущей от Ангарского перевала к Демерджи, и лесной автодороги с Лаванды на яйлу. Пешеходные туристы хорошо знают это место, от него начинается подъем по дороге вдоль горы Пахкал-кая (Лысый Иван) в северной Демерджи, поляне МАН и т.д. – там еще напротив этого места стоит ствол старого бука, сожженного молнией.

Высоцкий в Севастополе

Впервые - двадцатитрехлетним пареньком - он участвовал в съемках фильма «Увольнение на берег».

«Увольнение на берег» — один из первых фильмов В. Высоцкого. В нем он играл влюбленного моряка, которого наказали, не пустили и увольнение. А он все рвался к любимой девушке...

Из воспоминаний В. Высоцкого:

« ...Этот фильм мы снимали на крейсере «Кутузов», флагмане Черноморского флота. Снимали в Севастополе. Я жил там целый месяц. Спал в кубрике, учился драить палубу. Мы снимали наказание , поэому мне надо было научиться драить палубу и еще кое-что погрязнее. »

Был еще один интересный эпизод. Однажды Владимир вместе с киногруппой побывал в гостях у севастопольцев, супругов Л.Д. и Б.К. Мельник. Борис Клеменгьевич служил завскладом Водной станции КЧФ и обеспечивал военным реквизитом всех артистов. Он-то, будучи заядлым рыбаком, и пригласил к себе домой изголодавшихся по жареной рыбке артистов. Из вспоминаний Л.Д. Мельник:

« ...К вечеру муж приволок домой полкорзины серебристой ядреной ставридки. Весь день я готовила шкару, ждала гостей. И вот они появились. Чинно вытерли ноги о морскую швабру в прихожей. Ленон Кочарян с женой, Ариадна Шенгелая, Лев Прыгунов. И Высоцкий с гитарой за спиной. Правда, его тогда никто не знал. Раздвинули стол, разлили по бокалу литр сухого «Алиготе». Кто-то из гостей сказал: «Мы целый день не ели, готовились...»
- Так все на столе. Налетай, ребята!
И они налетели. Долго потом благодарили. Кто-то предложил. «Спой, Володя». Он исполнил две песни. Одна из них, помнится, была связана с ожиданием смерти, в ней были странные строки «И быть может, выпьют за меня враги...»
Я не сомневаюсь, именно в Крыму, в Севастополе Володя Высоцкий наблюдал за обычаем бросать в море монеты чтобы вернуться. Подсмотрел он, и как охотилисьза этими монетами местные «ихтиандры».

Люди говорили морю: «До свиданья!»
Чтоб приехать вновь они могли
В воду медь бросали, загадав желанья
Я ж бросал тяжелые рубли.

»

Из воспоминаний заслуженной артистки России Валентины Савельевой, исполнительницы роли Люси[3]:

« ...Я познакомилась с Володей, когда он прилетел в Севастополь на досъёмку. Это было в сентябре 1961 года. По работе я с ним не сталкивалась, общих сцен у нас не было, а вот после съёмок собралась у нас компания в ресторане. Там были актёры и из других съёмочных групп. Помню, Коренев был из "Человека-амфибии", ещё кто-то. В общем, человек шесть-семь за столом было. Поужинали, а потом пошли в гостиницу "Севастополь", куда-то под лестницу, и там Володя нам пел. Пел какие-то блатные песни. Это было приятно спето, но сказать, что я испытала потрясение, я не могу.
Могу Вам сказать, что на меня он не произвёл никакого впечатления, ни по каким статьям, в том числе, и как мужчина тоже, но он начал усиленно ухаживать. В моей старой записной книжке есть его телефон. Он настаивал, чтобы я ему позвонила сразу, когда прилечу, обещал встретить после съёмки. Но я это всё проигнорировала и больше мы никогда не пересекались.
Потом, позднее уже, я разглядела в нём другое. Он потом покорял мощью, мужской силой. Но потом у него и песни были другие. А тогда был сентябрь 1961 года, самое начало...
»

Ссылки

  • [Сетевой ресурс: www.kulichki.com/vv/ Официальный сайт Фонда В. С. Высоцкого]
  • [Сетевой ресурс: visotsky.ru/ Государственный культурный центр-музей В. Высоцкого]
Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.