Дейнека, Александр Александрович

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск
Александр Александрович Дейнека.jpg
Автопортрет
художник


Алекса́ндр Алекса́ндрович Дейне́ка (20 мая 1899, Курск, Российская империя — 12 июня 1969, Москва, СССР) — советский живописец, график и скульптор, педагог, действительный член Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1963).

Биография

Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.

Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Большое значение в творческом становлении и в формировании мироощущения художника имели годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).

В 1928 Дейнека стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931—1932 — членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). В 1930 художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике картины и акварели: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».

Новый знаменательный этап в творчестве Дейнеки начался в 1932. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932). В эти же годы художником были созданы смелые по своей новизне и поэтичности произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932) и др. Наряду с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: «Безработные в Берлине» (1933), наполненные гневом рисунки к роману «Огонь» А. Барбюса (1934).

С середины 1930-х Дейнека увлекся современными темами. К теме авиации художник обращался и раньше («Парашютисты над морем», 1934), но работа в 1937 над иллюстрациями к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938) способствовала тому, что мастер с новой силой заинтересовался авиацией. Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических — «Будущие лётчики» (1937).

Историческая тема нашла свое воплощение в монументальных произведениях, посвящённых в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке (не реализовано). К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш» (1940).

В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.

К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала Московского университета (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). За мозаики «Хорошее утро» (1959—1960) и «Хоккеисты» (1959—1960) в 1964 году художник был удостоен Ленинской премии.


Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1928—1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953—1957). Он являлся членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств Академии художеств СССР. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, герой Социалистического Труда (1969)

12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище[1]. Несколько работ Дейнеки вошли в собрание Института русского реалистического искусства (ИРРИ).

Дейнека в Крыму

Дейнека в тридцатые годы прошлого века часто посещал Крым. Картина «Будущие лётчики», одна из самых ярких картин в творчестве художника, появилась после одной из таких творческих поездок Александра Александровича в Севастополь.

Дейнека мастерски строит композицию произведения: снижающийся гидроплан позволяет объединить в единый образ море, сидящих мальчиков и горизонт. Подростки увлеченно слушают повествование своего старшего товарища, очевидно, посвященное маневрам гидроплана. В их обнаженных фигурах угадывается напряженное внимание, связанное с наблюдаемым явлением. Они захвачены происходящим полетом.

Картина Будущие летчики стало символическим произведением социалистического реализма. Художник Александр Александрович Дейнека основным содержанием своего произведения делает метафору счастливого советского будущего.

Зритель не видит лиц мальчиков. Тем самым Дейнека создает некий собирательный образ юного советского поколения, мечты которого уносит в светлое будущее на своих крыльях гидроплан.

Картина «Оборона Севастополя»

«Оборона Севастополя» (1942 год) — одна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича Дейнеки. Созданная в Москве, в настоящее время находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Картина по праву является одной из самых сильных картин художника и одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени. На картине запечатлён скорбный и величественный подвиг советских солдат, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя в 1942 году.

Объекты, названные в честь А. А. Дейнеки

  • Улица Дейнеки в г. Курске
  • Курская областная картинная галерея им. А.А. Дейнеки (г. Курск)

Ссылки

  • [Сетевой ресурс: deinekagallery.ru/ Официальный сайт Областного государственного учреждения культуры «Курская государственная картинная галерея имени Александра Дейнеки»]
  • [Сетевой ресурс: www.deineka.ru/ DEINEKA.RU — художник Александр Дейнека]
  • [Сетевой ресурс: www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/author/_id/128 Дейнека, Александр Александрович на сайте Государственной Третьяковской галереи]
  • [Сетевой ресурс: www.artonline.ru/encyclopedia/196 Дейнека Александр Александрович. Биография и творчество художника на Artonline.ru]
  • [Сетевой ресурс: www.lenta.ru/photo/2010/03/17/dejneka/ Работать, строить и не ныть! Александр Дейнека в Третьяковке (выставка 2010 года)]


Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.