Домбровский, Олег Иванович

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск

Олег Иванович Домбровский — выдающийся крымский археолог, педагог, ученый. Его имя хорошо известно всем, кто интересуется историей и культурой Крыма.

Биография

Олег Иванович родился 7 ноября 1914 года в Феодосии. После окончания школы с 1929 по 1934 год работал строителем, и одновременно занимался в художественном кружке у известного батального живописца Николая Самокиша. По рекомендации художника в 1934 году Домбровский поступил на подготовительное отделение Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, а в 1938-м был зачислен студентом живописного факультета. Он получил прекрасное образование, обучаясь на архитектурном, искусствоведческом и живописном факультетах, а окончил Институт по классу монументально-декоративной живописи.

В 1938 году начинается и творческая биография Домбровского: он выполнил ко пию галечной мозаики Херсонеса Таврического - памятника, с которым будет свя зана вся его дальнейшая жизнь, а херсонесским мозаикам посвящена последняя его прижизненная работа. Великая Отечественная война прервала учебу. С 5 июля 1941 года О.И.Домбровский на фронте: сначала на Ленинградском, затем на Карельском.

Уже в августе 1941-го получил медаль “За боевые заслуги”. В период жестоких поражений на фронте в октябре 1942 года Олег Иванович вступил в ВКП(б). Был дважды ранен, второй раз тяжело.

После демобилизации в мае 1945 года Домбровский был демобилизован, а уже в июле того же года Олега Ивановича пригласил Павел Николаевич Шульц работать худож ником-реставратором Тавро-скифской экспедиции. На базе Тавро-скиф ской экспедиции в 1948 году был создан сектор истории и археологии Крымского филиала АН СССР, с 1956 года - отдел античной и средневековой археологии Института археологии АН УССР. До 1956 года О.И.Домбровский был заведующим лабораторией археологической технологии. Однако круг его обязанностей оказался гораздо шире. В ходе практической полевой деятельности Олег Иванович приобрел новую профессию и сейчас трудно сказать, кто он больше - ар хеолог или искусствовед-реставратор.

Вклад в науку

Особенно большой вклад О.И.Домбровский внес в изучение Херсонеса, где им был открыт пока единственный в Причерноморье античный театр, окончательно доисследовались такие памятники ви зантийской архитектуры как Загородный крестообразный храм, Уваровская базилика, Храм с ковчегом и многое другое. Олег Иванович разработал методику и практически осуществил реставрацию всех мозаичных панно Херсонеса, Симеизской мозаики, с ним связано восстановление мозаичных настилов Апполинии Иллирийс кой (Албания). Он был научным руководителем аналогичных работ в Дзалиси (Грузия); за научное руководство этими работами Домбровскому была присвоена Государственная премия Автономной Республики Крым (посмертно).

Благодаря О. Домбровскому-реставратору для человечества спасены такие уникальные объекты искусства, как саркофаг царицы и декоративная живопись из мавзолея Неаполя Скифского, экспонируемые в залах Херсонесского заповедника, византийская фреска VIII века из «Базилики 1935 г.» - самого древнего памятника христианской живописи в Украине.

В процессе изучения византийской живописи Таврики художник Домбровский скопировал, опубликовал и таким образом сохранил для будущих поколений изображения средневековых фресок Крыма, к сожалению, впоследствии в значительной степени утраченные. По его же копиям мы имеем возможность сейчас изучать стен ную роспись склепов столицы поздних скифов и склепа Деметры в Керчи.

Главным результатом его деятельности на научном поприще стадо создание археологической школы в Крыму. Как ее руководитель, он организовал систематические раскопки мно гих памятников, исследование которых продолжают ныне его ученики и преемники.

Олег Иванович - автор свыше 60 научных работ, создатель и редактор популярной серии «Археологические памятники Крыма», в которой его собственные пять книг, безусловно, являются украшением. Это «Фрески средневекового Крыма» (1966), «Крепость в Горзувитах» (1972), «Столица феодоритов» (1973), «Аю-Даг — святая гора» (1975), «Солхат и Сурб-Хач» (1978). Последние работы на писаны в соавторстве с его учениками. Он руководил рядом коллек тивных разработок, имеющих большое научное и практическое значение: “Археологические исследования средневекового Крыма” (1963), “Феодальная Таврика” (1974), “Архитектурно-археологические иссле­дования в Крыму” (1988). Серия “Археологические памятники Крыма” и две редактированные им книги “Дорогой тысячелетий” (1966) дважды становились лауреатами Всесоюз ных конкурсов на лучшие произведения научно-популярной литературы Всесоюзного общества “Знание”.

Олег Иванович обладал большой притягательной силой, поэтому к нему тянулась молодежь, которой он отдал более сорока лет своей жизни: с 1953 года О.И.Домбровский руководил археологическим кружком Областной детской туристической станции (ныне Крымский республиканский центр детского и юношеского туризма и экскурсий).

«Олег Иванович (или «шеф», как его называли), — писал известный ученый, профессор Виктор Дублянский, — был богом и отцом для нескольких поколений крымских мальчишек. Суровая и радостная жизненная школа, которую они проходили в его «бродячей академии», в херсонесской «вороньей слободке», в «княжеских палатах» Басмана, запомнилась им на всю жизнь. Многие, пройдя все три класса обучения в этой школе («змееныши», «змеи» и «драконы»), становились впоследствии известными альпинистами, скалолазами, спелеологами. Перефразируя Гоголя, можно сказать, что вся крымская полевая археология и спелеология в значительной степени вышли из знаменитого кизилового посоха Олега Ивановича. И, может быть, - это главное, что он сделал в своей жизни».

Самые яркие, интересные, значимые открытия кружковцев Домбровского - пещера имени Малой академии наук и святилище в ней, храм на горе Бойка, пещеры массива Басман. Не одно поколение туристов благодарно ему за прекрасную книгу «Фрески средневекового Крыма», которые он фактически заново открыл для краеведения.

Педагогическая деятельность О.И. Домбровского была отмечена знаком “Отличник народного образования”. Ученый не занимал высоких постов, не имел почетных званий, около 30 лет (с 1956 по 1983 гг.) он занимал должность ученого секретаря отдела археологии Крыма Института археологии Академии наук УССР.

Последние годы жизни, несмотря на болезнь, Олег Иванович продолжал трудиться в Херсонесе на реставрации античного театра. Он очень хотел успеть закончить эту работу. Но судьба рас порядилась иначе. В 1994 году Домбровский ушел из жизни, но оставил нам на своем рабочем столе рукопись книги “Мозаики Херсонеса”, над которой работал практически всю жизнь.

Список опубликованных работ

Монографии, брошюры

1. Фрески средневекового Крыма. — К.: Наук. думка, 1966. — 112 с. 2. Крепость в Горзувитах. — Симферополь: Таврия, 1972. — 112 с. — (Археологические памятники Крыма). 3. Столица. — Симферополь: Таврия, 1973. — 104 с. (совместно с О. А. Махневой). — (Археологические памятники Крыма). 4. Аю-Даг — «Святая» гора. — Симферополь: Таврия, 1975. — 126 с. (совместно с А. А. Столбуновым и И. А. Барановым). — (Археологические памятники Крыма). 5. Солхат и Сурб-Хач. — Симферополь: Таврия, 1978. — 128 с. (совместно с В. А. Сидоренко). — (Археологические памятники Крыма). 6. Византийские мозаики Херсонеса Таврического / Архитектура ранневизантийских сакральных построек Херсонеса Таврического. — Poznan, 2004. — Т. III. — 124 с., 11 табл.


Статьи

7. На лыжах в Крыму. — Симферополь, 1956. — 16 с. (совместно с. П. А. Шохиным). 8. Керамическая печь на скифском городище «Красное» // История и археология древнего Крыма. — К.: Изд-во АН УССР, 1957. — С. 191–209. 9. О реставрационной службе Инкерманской археологической экспедиции 1959 г. // Там же. — С. 292–306. 10. Раскопки античного театра в Херсонесе // Археология. — 1957. — Т. X. — С. 94–101. 11. «Бродячая академия». О походах и экскурсиях крымских школьников (из опыта работы ОДЭТС). — Симферополь, 1959. — С. 17–35. 12. Фрески южного нефа херсонесской базилики 1935 г. // Херсонесский сборник. — Симферополь, 1959. — Вып. 5. — С. 207–228. 13. Античный театр в Херсонесе (раскопки 1954–1958 гг.) // Сообщения Херсонесского музея. — Симферополь, 1961. — Вып. 1. — С. 29–35. 14. О раннесредневековой застройке территории античного театра // Там же. — С. 36–42 (совместно с Е. А. Паршиной). 15. Дослідження карстових порожнин Гірського Криму Комплексною карстовою експедицією АН УРСР у 1955 р. // Доклади АН УРСР. — 1960. — № 4. — С. 553–555 (спільно з Б. М. Івановим та В. М. Дублянським). 16. Скифская керамическая печь // Bibliotheca Classica Orientalis. — 19. — № 4. — 17. Античный театр в Херсонесе // Bibliotheca Classica Пrientalis. — 19 — № 5. — S. 18. Архитектурные детали античного Херсонеса // Сообщения Херсонесского музея. — Симферополь, 1961. — № 2. — С. 80–89 (совместно с Е. А. Паршиной). 19. Древнейшие стены на перевалах Главной гряды Крымских гор // Археологія. — 1961. — Т. XII. — С. 155–167. 20. О технике декоративной живописи Неаполя Скифского // Советская археология. — 1961. — № 4. — С. 84–90. 21. Археологические загадки Красных пещер // Как раскрываются тайны. — Симферополь: Крымиздат, 1962. — С. 11–47 (совместно с А. А. Щепинским). 22. Нетерпеливому новичку // Там же. — С. 94–101 (совместно с В. Н. Дублянским). 23. Пещеры в урочище Кизил-Коба в позднеантичный период // Труды комплексной карстовой экспедиции АН УРСР. — К., 1963. — С. 152–164. 24.. Басмановские пещеры в Горном Крыму (карстологический и археологический очерк) // Крымское государственное заповедно-охотничье хозяйство (50 лет). — Симферополь: Крымиздат, 1963. — С. 21–32 (совместно с Б. Н. Ивановым и В. Н. Дублянским). 25. Херсонесская коллекция средневековых архитектурных деталей // Сообщения Херсонесского музея. — Симферополь, 1963. — Вып. 3. — С. 76–86. 26. О методике археологических разведок при комплексном исследовании пещер Горного Крыма // Методика изучения карста. Пещеры. — Пермь, 1963. — № 9. — С. 71–81 (совместно с А. А. Щепинским). 27. Предисловие // Дорогой тысячелетий. Экскурсии по средневековому Крыму. — Симферополь: Крым, 1966. — С. 3–6. 28. Город Херсон — «Корсунь-град» русских летописей // Там же. — С. 17–40. 29. Средневековая Таврика — Крымская «Готия» // Там же. — С. 41–75. 30. Археологічні пам’ятки Української РСР. — К.: Наук. думка, 1966. — 464 с. (совместно с коллективом авторов). 31. Из археологических исследований на Южном берегу Крыма (1965–1966 гг.) // Археологические исследования на Украине в 1965–1966 гг. — К.: Наук. думка, 1967. — Вып. I. — С. 180–183. 32. Разведки и раскопки на Южном берегу и в горных районах Крыма // Археологические исследования на Украине в 1967 г. — К.: Наук. думка, 1968. — Вып.. II. — С. 51–52. 33. Средневековый храм в Массандре // Там же. — С. 70–74. 34. Предисловие // Археологические исследования средневекового Крыма. — К.: Наук. думка, 1968. — С. 3–8. 35. О локализации страны Дори // Там же. — С. 11–44 (совместно с Э. И. Соломоник). 36. Средневековые памятники Бойки // Там же. — С. 83–96. 37. От составителей // Дорогой тысячелетий. Очерки о древнем Крыме. — Симферополь: Крым, 1969. — С. 3–6 (совместно с Э. И. Соломоник). 38. На рубеже двух эпох // Там же. — С. 144–147. 39. Раскопки античного театра в Херсоне в 1970 г. // Тезисы докладов Крымской научной конференции, посвященной итогам полевых археологических исследований в 1970 г. в СССР. — Тбилиси: Мецниереба, 1971. — С. 164–165. 40. Роботи Археолого-топографічного, Бодракцького та Зуйського загонів Кримської експедиції // Археологічні дослідження на Україні в 1969 р. — К.: Наук. думка, — 1972. — Вип. IV. — С. 323–325. 41. Раскопки античного театра в Херсонесе в 1970–1971 гг. // XV Наукова конференція Інституту археології АН УСРС, присвячена 50-річчю утворення СРСР: Тез. докл. — Одеса, 1972. — С. 240–242. 42. Средневековые укрепления и поселения Южной Таврики // Матеріали 13-й конференції ІА АН УРСР, присвяченої 50-річчю АН УРСР. — К., 1972. — С. 294–296. 43. Раскоки античного театра в Херсонесе // АО. — 1971. — М.: Наука, 1972. — С. 347 (совместно с А. А. Зедгенидзе и О. А. Махневой). 44. Раскопки античного театра в Херсонесе // АО. — 1972. — М.: Наука, 1973. — С. 279–280. 45. Опыт хронологизации средневековых памятников на территории Крымского Южнобережья // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1973. — Вып. 10. — С. 294–296 (совместно с Е. А. Паршиной). 46. Раскопки античного театра в Херсонесе // АО. — 1973. — М.: Наука, 1974. — С. 272 (совместно с М. И. Золотаревым). 47. Раскопки у г. Старый Крым // Там же. — С. 273 (совместно с О. А. Махневой). 48. Предисловие // Феодальная Таврика: Материалы по истории и археологии Крыма. — К.: Наук. думка, 1974 — С. 3–4. 49. Средневековые поселения и «исары» Крымского Южнобережья // Там же. — С. 5–56. 50. Votke platsi karedal teatripingil // Horisont. — 1974. — № 11. — Р. 15–18 (на эстонск. яз.). 51. Середньовічний Херсонес // Археологія УРСР. — Т. 3. — 1975. — С. 443–453. 52. Пам’ятки південнобережної та гірської частин Криму // Там же. — С. 467–476. 53. Стратиграфические наблюдения на участке раскопок античного театра в Херсонесе // Новейшие открытия советских археологов: Тез. докл. — Ч. 2. — К., 1975.— С. 74–75. 54. Церковь Бия-Салы // Веймарн Е. В., Чореф М. Я. «Корабль» на Каче. — Симферополь: Таврия, 1976. — С. 71–79. — (Археологические памятники Крыма). 55. Работы в Старом Крыму // АО. — 1976. — М., 1977. — С. 290–291(совместно с В. А. Колотухиным, О. А. Махневой, В. А. Сидоренко). 56. Раскопки на участке античного театра в Херсонесе // Там же. — С. 291 (совместно с К. К. Орловым, В. А. Кутайсовым). 57. Раскопки четырехабсидного храма в Херсонесе // АО. — 1977. — М.: Наука, 1978. — С. 322 (совместно с В. А. Кутайсовым). 58. Реставрация мозаик средневекового Херсонеса // Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей / Информ. центр по проблемам культуры и искусства. — М., 1978. — № 2. — С. 25–28. 59. Раскопки на участке античного театра в Херсонесе // АО. — 1978. — М.: Наука, 1979. — С. 328 (совместно с Е. А. Паршиной и В. А. Сидоренко). 60. Раскопки средневекового монастыря Сурб-Хач // Там же. — С. 329 (совместно с В. А. Сидоренко). 61. О дополнительном исследовании Херсонесской эллинистической мозаики // Проблемы античной истории и классической филологии: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. — Харьков, 1980. — С. 11–12. 62. Антропогенные элементы в ландшафте Горного Крыма и задача их исследования // Археологические исследования на Украине в 1978–1979 гг.: Тез. докл. XVIII конф. ИА АН УССР. — К., 1980. — С. 20–21. 63. О восполнении утрат в мозаиках средневекового Херсонеса (краткое изложение доклада) // Методические принципы восполнения утрат и копирования монументальной живописи / Информ. центр по проблемам охраны и реставрации памятников культуры и искусства. — М., 1981. 64. О методике фиксации росписи пещерных храмов средневековой Таврики // Проблемы методики охраны и реставрации пещерных комплексов: Тез. докл. Междунар. симпозиума. — Ереван, 1982. — С. 6–7. 65. О характере и причинах разрушений в пещерных ансамблях Горного Крыма // Междунар. симпозиум по охране и реставрации пещерных комплексов: Тез. докл. — Тбилиси, 1982. — С. 1–3 (совместно с Е. А. Паршиной). 66. Археологические наблюдения // Проблемы изучения карстовых полостей гор южных областей СССР. — Ташкент: ФАН, 1983. — С. 112–115 (совместно с О. Н. Бадером, и К. А. Ариовым). 67. Средневековый Крым // Археология УССР. — К.: Наук. думка, 1986. — Т. 3. — С. 518–535. 68. Средневековый Херсонес // Там же. — С. 535–548. 69. Исследование и реставрация архитектурно–археологических памятников в Крыму // Методические основы охраны и использования памятников археологии. — М., 1987. — С. 57–61. 70. Античные мозаики Херсонеса и Ольвии // Проблемы античной культуры: Тез. докл. Крымской науч. конф. — Симферополь, 1988. — Ч. 3. — С. 237–239. 71. О неоторых итогах изучения мозаик средневекового Херсонеса // Проблемы исследования античного и средневекового Херсонеса. 1888–1988: Тез. докл. — Севастополь, 1988. — С. 40–42. 72. Послесловие // Ладинский А. П. Когда пал Херонес. Анна Ярославна — королева Франции.: Истор. романы. — Симферополь: Таврия., 1989. — С. 587–592. 73. Послесловие // Ладинский А. П. Последний путь Владимира Мономаха.: Истор. романы. — Симферополь: Таврия, 1990. — С. 396–400. 74. Послесловие // Ладинский А. П. Последний путь Владимира Мономаха: Истор. роман. — М.: Современник, 1993. — С. 390–395. — (Государи Руси Великой). 75. Ахритектурно–археологическое исследование Загородного крестообразного храма Херсонеса // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. — Симферополь: Таврия, 1993. — Вып. 3. — С. 289–319, 403–426. 77. Херсонесская галечная мозаика и некоторые аспекты истории античного искусства // Северо-Западный Крым в античную эпоху. — К.: Киевская Академия Евробизнеса, 1994. — С. 159–208. 78. Реставрация мозаик Херсонеса // Крымский музей. 1995–1996. — Симферополь: Таврия, 1996. — С. 184–187 (совместно с А. И. Кравченко). 79. Об одном из декоративных рельефов херсонесского античного театра // Археология Крыма. — 1997. — № 1. — С. 35–42. 80. О восстановлении утрат в мозаиках средневекового Херсонеса // Археология Крыма. — 1997. — № 1. — С. 159–173 (совместно с Ю. И. Кравченко). 81. Работы на участке Херсонесского театра в 1991–1994 гг. // Археологические исследования в Крыму. 1994. — Симферополь: Таврия, 1997. — С. 85–88. 82. Средневековое купольное здание Судакской крепости // Археология Крыма. — 1997. — № 2. — С. 125–129. 83. О реставрации мозаик средневекового Херсонеса // Археология Крыма. — 1997. — № 2. — С. 211–220 (совместно с Ю. И. Кравченко). 84. О хронологии «Базилики Уварова» // Историческое наследие Крыма. — 2004. — № 3–4. — С. 11–31. 85. Средневековое купольное здание Судакской крепости // Сугдейский сборник. — К.–Судак, 2005. — Вып. II. — С. 612–620.


Архивные статьи

86. Саркофаг царицы из мавзолея Неаполя Скифского // НА КФ ИА НАНУ. 87. Склеп Деметры // НА КФ ИА НАНУ.

Литература об О. И. Домбровском

1. Буров Г. С. Энциклопедия крымских древностей: Археологический словарь Крыма. — К.: Стилос, 2006. — С. 69–70. 2. Дублянский В. Н. Пещера им. О. И. Домбровского // Археологические исследования в Крыму. 1994. — Симферополь, 1997. — С. 290–291. 3. Кутайсов В. А. Жизнь, отданная Крыму // Брега Тавриды. — 2000. — № 2. — С. 260–267. — Пилигримы Крыма, Осень 99. — Симферополь: Крымский Архив, 2000. — Т. 1. — С. 146–154; Он же. Олег Иванович Домбровский // О. И. Домбровский. Византийские мозаики Херсонеса Таврического. — Poznan, 2004. — С. 7–9

Ссылки

  • [Сетевой ресурс: www-ki.rada.crimea.ua/nomera/2006/090/tayny.html Крымские известия]


Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.