Интересные образцы отечественной архитектуры

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Белобережская пустынь (Брянский край)

Белобере́жская пу́стынь (полное наименование Брянская Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь) — монастырь Русской православной церкви близ посёлка городского типа Белые Берега Брянской области.

Основан в начале XVIII века. Широкую известность получил в начале XIX века как один из первых центров российского старчества[1]:216[2]. В 19242004 годах монастырь был закрыт и почти полностью разрушен. В настоящее время находится в ведении Брянской епархии, с 2004 года является действующим мужским монастырём и постепенно восстанавливается.

Дом Мельникова (Москва)

Дом Мельникова (Дом-мастерская архитектора К. С. Мельникова) — одноквартирный жилой дом, всемирно известный памятник архитектуры совет­ско­го авангарда. Был построен в 19271929 годах в Криво­арбат­ском переулке в Москве по проекту выдаю­ще­го­ся совет­ско­го архи­тек­то­ра Константина Мельникова для себя и своей семьи.

Дом-мастерская является вершиной творчества К. С. Мельникова и отличается новаторскими конструк­тив­ны­ми особен­нос­тя­ми, ориги­наль­ным художественным образом и объёмно-простран­ст­вен­ной композицией, продуманной функциональной планировкой. Одно­квартир­ный жилой особняк в центре Москвы — уникальный для советского времени пример такого рода постройки.

В настоящее время здание находится в неудов­лет­во­ри­тель­ном техническом состоянии.

Спасо-Прилуцкий монастырь (Вологодский край)

Спа́со-Прилу́цкий монасты́рь — православный монастырь, основанный в 1371 году в излучине реки Вологды учеником Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким. Один из самых древних и больших монастырей Русского Севера. Был закрыт Советской властью в 1926 году, в 1930-е годы использовался как пересыльная тюрьма. В 1992 году полностью возвращён церкви, с тех пор — вновь действующий мужской монастырь[3]. В 1993 году в составе села Прилуки вошёл в черту города Вологды.

Является комплексом памятников архитектуры XVIXVIII веков[4], среди которых пятиглавый Спасский собор (15371542 годы) и Успенская церковь, перенесённая из Александро-Куштского монастыря — древнейшая сохранившаяся деревянная шатровая церковь в России (1-я четверть XVI века). В монастыре покоятся мощи его основателя святого Димитрия Прилуцкого, из Спасского собора происходит шедевр русской иконописи — житийная икона Димитрия Прилуцкого работы Дионисия.

Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль (Москва)

Цари́цыно — дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Находится в ведении музея-заповедника «Царицыно», основанного в 1984 году.

Это исторически сложившаяся, наиболее известная и благоустроенная часть особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Царицыно», расположенной между московскими районами Царицыно, Бирюлёво Восточное, Орехово-Борисово Южное и Орехово-Борисово Северное.

Царицынский дворцово-парковый ансамбль, занимающий площадь более 100 гектаров, расположился на холмистой пересечённой оврагами местности, на месте бывшей усадьбы князей Кантемиров и унаследовал некоторые её черты. Территория ансамбля и парка ограничена с северо-востока и юга двумя глубокими оврагами, с запада — Царицынскими прудами, с востока — комплексом оранжерей.[5][6]

Царицыно является важнейшим памятником так называемой «русской готики» (псевдоготики); над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи — Василий Баженов и Матвей Казаков.[7] Царицыно — самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле.[7] Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына.[8]

Самозабвенная работа над царицынским ансамблем, ставшим одной из вершин творчества яркого[9] и неординарного[10] зодчего В. И. Баженова, обернулась для него в то же время тяжёлой жизненной драмой[11][12].

Царицынский пейзажный парк, заложенный вместе с дворцовым комплексом, стал одним из первых пейзажных парков России вне петербургских дворцово-парковых ансамблей[13].

Бахметьевский гараж (Москва)

Бахме́тьевский гара́ж — здание бывшего гаража на улице Образцова (бывшей Бахметьевской улице), владение 19 А, в Москве, построенное в 1927 году по проекту зодчих Константина Мельникова и Владимира Шухова для английских автобусов фирмы «Лейланд».

Здание Бахметьевского гаража — памятник архитектуры советского авангарда; стоит в ряду оригинальных построек двадцатых годов XX века, отличается уникальной пространственной композицией и ярким художественным образом. Бахметьевский гараж — часть архитектурного комплекса Бахметьевского автобусного парка (позднее — 3-го автобусного парка ГУП «Мосгортранс»), в состав которого, помимо здания гаража, входят административный корпус и здание авторемонтных мастерских, также признанные объектами культурного наследия.

В 1999 году 3-й автобусный парк был переведён в Бибирево, а ранее занимаемая им территория (около 3,057 га со строениями) в 2001 году была передана Правительством Москвы в безвозмездное временное пользование религиозной организацииМосковской Марьино-рощинской Еврейской общине «для эксплуатации и поддержания существующих зданий и инженерных систем в рабочем состоянии на период проектирования и строительства учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса в 2001—2005 гг.»[14] и создания Российского еврейского музея толерантности. 12 июня 2008 года в здании Бахметьевского гаража был открыт Центр современной культуры «Гараж».

Берёзовые ворота (Ленобласть)

Берёзовые воро́та — каменные ворота, расположенные на восточной границе Дворцового парка в городе Гатчина Ленинградской области. Сооружение построено в конце XVIII века по проекту известного архитектора Винченцо Бренны и по архитектонике не имеет аналогов среди других дворцово-парковых сооружений пригородов Санкт-Петербурга. Берёзовые ворота считаются одним из лучших творений архитектора в гатчинском дворцово-парковом ансамбле.

Относительно городской застройки находятся на продолжении улицы Хохлова, идущей из района Гатчины Хохлово поле в юго-западном направлении. Со стороны города рядом расположена усадьба Рождественского, в здании которой находится городской и районный отделы ЗАГС. Со стороны парка ближайшая достопримечательность — Берёзовый домик и портал «Маска».

Административно входят в состав государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Гатчина». В СССР входили в списки недвижимых памятников истории и культуры государственного значения. Включены в перечень объектов культурного наследия федерального значения Российской Федерации[15].

Нуждаются в реставрации[16].

Большой Гатчинский дворец (Ленобласть)

Большо́й Га́тчинский дворе́ц построен в 17661781 годах в Гатчине по проекту Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II графа Григория Григорьевича Орлова. Расположенный на холме над Серебряным озером, дворец сочетает в себе темы средневекового за́мка и загородной резиденции. Интерьеры дворца — образец русского классицизма рубежа XVIIIXIX веков. Дворец был одним из любимых мест отдыха царской семьи.

Дом городских учреждений (Санкт-Петербург)

Дом городски́х учрежде́ний (известен также как «Городско́й дом»[17]) — памятник архитектуры федерального значения, административное здание, расположенное в центре Санкт-Петербурга по адресам Садовая улица, 55—57 и Вознесенский проспект, 40—42[18]. Дому присвоен двойной номер, поскольку он возводился на земле двух домовых участков[19]. Архитектор — Александр Львович Лишневский, лепной декор исполнен в мастерских И. В. Жилкина и Н. И. Егорова[20]. Построен в 1904—1906 годах для размещения в здании ряда городских учреждений. За время существования ни объёмно-пространственная структура, ни авторский декор фасадов не претерпели особо значимых изменений[21]. Дом выполнен в смешанном стиле, отдельные элементы фасада относят к модерну, псевдоготике и другим стилистическим направлениям[20]. В настоящее время (2012 год) в доме размещаются офисы разных организаций и городские учреждения, в том числе Государственный многофункциональный центр предоставления государственных услуг[22].

Дом Мятлевых (Санкт-Петербург)

Дом Мя́тлевых (реже — дом Мятлева[23]) — памятник архитектуры, бывший дворянский особняк городского типа, возведённый в 1760-е по проекту неизвестного архитектора[24] (возможно, Антонио Ринальди, Юрий Матвеевич Фельтен[25] или Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот[26]). Расположен в Санкт-Петербурге по адресу Исаакиевская площадь, 9 и Почтамтская улица, 2. С середины XVIII века фасад дома почти не изменился (правая сторона здания была перестроена И. И. Цимом в 1872 году), в связи с чем особняк считается старейшим сохранившимся зданием на Исаакиевской площади[27]. В настоящее время (2012) в здании размещается Прокуратура Санкт-Петербурга[28].

В пушкинские времена (1820-е — 1830-е годы) особняк Мятлевых стал известен как «Исаа́киевский дом» или «Дом у Исаа́кия»[29]. Дом Мятлевых связан с историей русской культуры XIX—XX веков. Его посещали видные поэты и писатели того времени, в том числе А. С. Пушкин, В. А. Жуковский[30], И. Ф. Анненский[31], а позже здесь работали (а некоторые и жили) именитые деятели искусства и литературы — К. С. Малевич, В. Е. Татлин[32], Даниил Хармс[33]. Кроме того, в этом особняке некоторое время гостили европейские философы (Дени Дидро, Август Шлегель)[23].

Дом с химерами (Киев)

House with Chimaeras RU.JPG

Дом с химерами (укр. Будинок з химерами) — кирпичное здание в стиле модерн, расположенное в столице Украины, Киеве. Своё название дом получил благодаря скульптурным украшениям (расположенным как на фасаде дома так и внутри его), тематика которых — наземный и подводный животный мир, атрибуты охоты, сказочные существа.

Здание расположено в Печерском районе на улице Банковой, 10, напротив Администрации Президента Украины. Архитектор Владислав Городецкий построил его в 1901—1903 годах как доходный дом с помещениями для своей семьи. Место строительства выбрал над крутым обрывом по Банковой улице, на бывшем берегу осушенного болота[34]. Скульптурные украшения по собственным эскизам выполнил скульптор Элио Саля.

Дом используется в качестве резиденции Президента Украины с весны 2005 года[34] согласно постановлению правительства. Является памятником архитектуры № 906.

Королевские ворота (Калининград)

Калининград, Восточная Пруссия, Россия

Короле́вские воро́та (нем. Königstor) — одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на пересечении улицы Фрунзе и Литовского вала. В 2005 году Королевские ворота были символом празднования 750-летия Калининграда[35]. С того же года в воротах размещается Историко-культурный центр «Великое посольство», являющийся филиалом Музея Мирового океана[36]. В воротах расположены экспозиции, посвящённые возникновению и развитию города-крепости Кёнигсберг, посещению Кёнигсберга выдающимися людьми и дипломатической истории Кёнигсберга-Калининграда (в частности, посещению Кёнигсберга Великим посольством Петра I[37].

Ворота выстроены в псевдоготическом стиле и внешне напоминают маленький замок.

Ново-Михайловский дворец (Санкт-Петербург)

Ново-Михайловский дворец — памятник архитектуры федерального значения[~ 1], великокняжеский дворец, расположенный в центре Санкт-Петербурга по адресу Дворцовая набережная, 18 и Миллионная улица, 19 (Шталмейстерский корпус ). Архитектор — Андре́й Ива́нович Штакеншне́йдер, дворец считается третьей крупной великокняжеской резиденцией, возведённой по проекту зодчего[38]. Построен в 1857—1862 годах специально для великого князя Михаила Николаевича — сына императора Николая I. Сооружение дворца связано с женитьбой князя на баденской принцессе Цецилии Августе. Так как в городе уже имелся один Михайловский дворец, жилище для Михаила было решено назвать Ново-Михайловским. В настоящее время в дворце работает ряд учреждений РАН.

Выполнен в стиле, определяемом как ранняя эклектика,[39] что выражается в многочисленных стилистических отсылках к разным эпохам[40]. Несмотря на то, что дворец не обладает активным градообразующим значением, являясь лишь одним зданием из ряда петербургских дворцов и особняков, здание заметно выделяется в городской застройке округи пышной, нарядной отделкой фасадов и крупными габаритами[38].

Хлебный дом (Москва)

Хле́бный дом (Ку́хонный ко́рпус) — здание, входящее в комплекс застройки Царицынского дворцово-паркового ансамбля. Предназначалось для размещения кухонь и хозяйственных служб; возведено в 17841785 годах по проекту и под руководством Василия Баженова в ходе строительства подмосковной резиденции императрицы Екатерины II.

Название «Хлебный дом» здание получило в XIX веке из-за размещённых на парадных фасадах особых горельефов в виде каравая и солонки.

Здание является одной из самых интересных построек Баженова[5][11]; а также — самым большим сооружением архитектора из сохранившихся в Царицыне и вообще в Москве.

Разное

Вологодское деревянное зодчество

Файл:Отреставрированный деревянный дом в Вологде.jpg
Деревянный дом «вологодского типа» 1895 года после реставрации

Волого́дское деревя́нное зо́дчество — совокупность стилей и направлений в деревянной архитектуре Вологды, ансамбль деревянных особняков конца XVIII — первой четверти XX века.

Вологда обладает хорошо сохранившимся, богатым и оригинальным наследием русской городской деревянной архитектуры. К началу XXI века в Вологде насчитывается от 105 до 170 деревянных памятников архитектуры.[41] В Вологде представлены все основные типы деревянных особняков XIX — начала XX века — дворянские, купеческие и мещанские, а среди архитектурных стилей — классицизм, ампир и модерн.

В городе в конце XIX — начале XX века сложился особый вид деревянного дома, так называемого «вологодского типа», — двухэтажный особняк, по форме — параллелепипед, вытянутый во двор с угловой лоджией над крыльцом.

Нарышкинский стиль

Файл:The gate church of John The Baptist, Sergiev posad, Russia.jpg
Надвратная Предтеченская церковь Троицкой лавры

Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.

Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко) возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга[42]. Существовавший одновременно с нарышкинским, более близкий к западноевропейскому барокко голицынский стиль (здания, возведённые в нём, иногда причисляют к нарышкинскому стилю либо используют для них обобщённое понятие «московское барокко») оказался лишь эпизодом в истории русского барокко и не смог сыграть подобной важной роли в истории русского зодчества.

Архитектура Барнаула

Барнаул с самого своего основания в 1730-х годах застраивался по единому «регулярному» плану: параллельно-перпендикулярное расположение улиц дало повод назвать их линиями, как в Санкт-Петербурге. Профессиональные архитекторы А. И. Молчанов и Я. Н. Попов, которые формировали облик Барнаула, были учениками и последователями известных русских архитекторов Д. Кваренги и К. Росси. Историческая часть города проходит от улицы Радищева до левого берега реки Оби с запада на восток и от улицы Партизанской до Нагорного парка с севера на юг и насчитывает 169 памятников архитектуры — свидетелей появления и развития города[43].

Сокол (посёлок в Москве)

«Со́кол» — первый в Москве кооперативный жилой посёлок[44], основанный в 1923 году. Расположен в Северном административном округе, неподалёку от построенной позднее станции метро «Сокол». Посёлок «Сокол» стал одним из воплощений концепции города-сада. С 1979 года посёлок находится под охраной государства как памятник градостроительства первых лет советской власти. С 1989 года посёлок «Сокол» перешёл на самоуправление.

Челябинск-Сити

«Челя́бинск-Си́ти» — 23-этажное здание делового центра в Челябинске, расположенное в середине пешеходной улицы Кировка[45], высота (со шпилем) — 111 м[46]. В деловом центре располагаются банк, ресторан и множество магазинов. Является самым высоким зданием в Челябинске и Челябинской области.

Строительство здания началось в 2004 году и закончилось в 2007 году, открытие состоялось 25 марта 2008 года. Стоимость его составила 45 млн долларов[47][48][49][50].

Ежечасно в здании находится около 2000 человек[51].

Православная архитектура

Горне-Успенский монастырь (Вологда)

Горне-Успенский (также Успенский Горний или Горний монастырь — женский монастырь в Вологде, существовавший в 15901924 годах. Расположен в исторической части города, называемой Верхний Посад, в районе, ограниченном улицами Завражская, Бурмагиных и Мохова. Отдельные здания сохранились и реставрированы, другие сохранились частично или полностью утрачены. Является комплексом памятников архитектуры (категория охраны местная)[52].

Знаменский собор (Курск)

Кафедра́льный собо́р Ико́ны Бо́жией Ма́тери «Зна́мение» (Зна́менский собо́р) — православный храм на территории Курского Знаменского Богородицкого мужского монастыря в городе Курске, построенный в 1816—1826 годы в честь победы в Отечествен­ной войне 1812 года. На протяжении длительного времени собор являлся почётным местом хранения почитаемой чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение»[53], из собора ежегодно[53] совершался крестный ход с перенесением иконы «Знамение» в Курскую Коренную Рождество-Богородичную пустынь[54]. В настоящее время является кафедральным собором Курской и Рыльской епархии. Памятник архитектуры федерального значения[55].

Исаакиевский собор (Санкт-Петербург)

Исаа́киевский собо́р (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея; зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужение по особым дням с разрешения дирекции музея. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю.

Построен в 18181858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, председателем комиссии построения был Карл Опперман.

Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников).

Творение Монферрана — четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт-Петербурге.

Высота — 101,5 м, внутренняя площадь — более 4 000 м².

Курский Знаменский Богородицкий монастырь

Ку́рский Зна́менский Богоро́дицкий мужско́й монасты́рь — православный мужской монастырь, расположенный в городе Курске по адресу ул. Луначарского, д. 4. Принадлежит к Курской и Рыльской епархии. Основанный в 1613 году, монастырь является одним из старейших в Курской области. На протяжении длительного времени, с 1618[56] по 1919 год[57], монастырь являлся почётным местом хранения почитаемой чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение»[53]. Из Знаменского монастыря ежегодно с 1618 года[53][58] совершался крестный ход с перенесением иконы «Знамение» в Курскую Коренную Рождество-Богородичную пустынь[54]. Архитектурный ансамбль Знаменского монастыря включает несколько памятников архитектуры федерального значения[59]. Настоятелем монастыря является (2012) митрополит Курский и Рыльский Герман[60].

Софийский собор (Вологда)

Софи́йский собо́р (Собор Софии Премудрости Божией) — православный храм, ныне музей, древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды, одна из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного (наряду с храмом Покрова на Рву в Москве, Успенским собором Троице-Сергиевой лавры и другими). Сооружён в 1568 — 1570 годах по распоряжению Ивана Грозного. С 1587 по 1923 год — кафедральный собор Вологодской епархии (с 1776 по 1938 годы — вместе с тёплым Воскресенским собором) и усыпальница вологодских архиереев. В соборе практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века.

Спасо-Преображенский собор (Санкт-Петербург)

Спа́со-Преображе́нский собо́р (официальное название — собор Преображения Господня всей гвардии) в Санкт-Петербурге — православный храм Санкт-Петербургской и Ладожской епархии Русской Православной Церкви, на Преображенской площади. Построен по проекту В. П. Стасова в 1829 году на месте более раннего храма. Памятник архитектуры классицизма.

Никогда не закрывался для богослужения; в 1920-е — 1940-е в отдельные периоды находился в ведении различных «обновленческих» структур.

От Спасо-Преображенского собора происходят названия Преображенской площади (бывшая площадь Радищева), на которой он стоит, и близлежащего переулка Радищева (бывший Церковный переулок)[61].

Троице-Сергиева лавра (Подмосковье)

Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Се́ргиева Ла́вра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре́. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским[62]:3.

С 1688 года Патриаршая ставропигия. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус и наименование лавры[63]; 22 июня 1744 последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению о именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры»[64]; возобновлена весной 1946 года.

В Средние века, в отдельные моменты истории, играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой власти и народа[65]. Согласно принятой церковной историографии, принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига; противодействовал сторонникам правительства Лжедмитрия II в Смутное время (См. Троицкая осада)[65].

Феодоровский собор (Пушкин, СПб)

Фео́доровский Госуда́рев собо́р — православный храм в пригороде Санкт-Петербурга городе Пушкине на Академическом проспекте у Фермского парка.

Приход храма относится к Санкт-Петербургской и Ладожской епархии Русской православной церкви, входит в состав Царскосельского благочиннического округа. Настоятель — епископ Маркелл (Ветров).

Строился в 19091912 годы по поручению императора Николая II как церковь для Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка, освящён 20 августа (2 сентября) 1912 года. С 1933 по 1991 год храм был закрыт.

В соборе находится почитаемый список чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери.

Храм Всех Святых во Всехсвятском (Москва)

Хра́м Все́х Святы́х во Всехсвя́тском — приходской православный храм Всехсвятского благочиния Московской епархии.

Построен в 17331736 годах в подмосковном селе Всехсвятском по инициативе имеретинской царевны Дарьи Арчиловны. Главный престол освящён в честь праздника День всех святых. Боковые приделы — в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и в честь праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Храм относится к стилю анненское барокко. Состоит из четверика, трапезной и колокольни.

С 1939 по 1946 год храм был закрыт. В 1992 году получил статус патриаршего подворья. Храм расположен в районе Сокол Северного административного округа города Москвы

Храм на Крови (Екатеринбург)

Храм-на-Крови́ (полное название: Храм-на-Крови́ во и́мя Всех святы́х, в земле́ Росси́йской просия́вших) — один из крупнейших православных храмов России.

Храм был построен в 2000—2003 гг. рядом с местом, где в ночь с 16 июля на 17 июля 1918 года был расстрелян последний российский император Николай II и его семья. Освящение храма состоялось 16 июля 2003 года.

В настоящее время храм является местом паломничества для верующих не только со всех уголков России[66][67], но и живущих за её пределами[68]. Кроме того, храм привлекает к себе внимание многих прибывающих в Екатеринбург туристов, в том числе известных политиков[69][70], представителей искусства[71] и т. д.

Храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле (Москва)

Храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле — православный храм при летних военных лагерях на Ходынском поле в Москве. Построен в 1892—1893 годах на средства благотворителей, функционировал в летнее время. Деревянный храм выдержан в псевдорусском стиле[72], автор проекта — архитектор И. П. Херодинов. После Октябрьской революции храм был закрыт и к 1930-м годам снесён. В настоящее время зарегистрирован приход храма, разработан проект его восстановления.

Храм Святого Николая у Соломенной сторожки (Москва)

Храм свято́го Никола́я у Соло́менной сторо́жки — православный храм, принадлежащий к Всехсвятскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной церкви. Находится в Тимирязевском районе Северного административного округа города Москвы. Деревянный шатровый храм был построен в 1916 году в неорусском стиле по проекту архитектора Фёдора Шехтеля изначально как церковь Николая Чудотворца 675-й Тульской пешей дружины в Петровско-Разумовском у Соломенной сторожки. Являлась первым построенным в России храмом-памятником Первой мировой войны[72]. В советское время церковь была снесена. Воссоздана в 1997 году с использованием оригинального проекта на новом месте.

Храм Спаса Преображения на Братском кладбище (Москва)

Храм Спа́са Преображе́ния на Бра́тском кла́дбищеправославный храм, располагавшийся на Московском городском Братском кладбище жертв Первой мировой войны. Был построен в 19151918 годах по проекту Алексея Щусева на средства супругов Катковых. По своей архитектуре храм относился к неорусскому стилю с традициями северного зодчества[73]. К пятиглавому храму сложной несимметричной формы примыкала арочная звонница. Главный престол был освящён в честь праздника Преображения Господня, боковые приделы — во имя архангела Михаила и апостола Андрея Первозванного[74].

Некоторое время храм являлся действующим и был закрыт в конце 1920-х — начале 1930-х годов[75]. Снесён в конце 1940-х годов в ходе застройки Новопесчаной улицы[73].

Комаровский скит (Старообрядчество. Нижегородский край)

Кома́ровский скит — один из нижегородских старообрядческих скитов, находившихся на реке Керженец, известен по романам П. И. Мельникова «В лесах» и «На горах», где описан быт и обычаи скита и в целом старообрядцев. В настоящее время скит разрушен, сохранилось только несколько могил на скитских кладбищах, которые являются объектом паломничества старообрядцев из различных регионов России.[76]

Примечания


Ошибка цитирования Для существующих тегов <ref> группы «~» не найдено соответствующего тега <references group="~"/> или пропущен закрывающий тег </ref>

Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.