Майкапар, Самуил Моисеевич

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск
композитор
Самуил Моисеевич Майкапар
Самуил Моисеевич Майкапар.jpg
Период жизни
18 декабря 1867  —  8 мая 1938
Национальность

караим

Место рождения

Херсон

Род деятельности

пианист, педагог

Место смерти

Ленинград

Самуил Моисеевич Майкапар[1] (18 декабря 1867, Херсон – 8 мая 1938, Ленинград) — известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель. По происхождению – караим.

Биография

Разносторонне одаренный музыкант, он был известен как автор целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества. Большую популярность завоевали его цикл фортепианных миниатюр «Бирюльки», романсы и «Музыкальный слух» (1900).

Вскоре после рождения семья Майкапара переехала из Херсона в Таганрог, где он поступил в Таганрогскую гимназию. Музыкой начал заниматься с 6 лет у Г. Молла. В 1885 переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где его основными педагогами были И. Вейс (фортепиано), Н. Соловьёв (композиция). Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891). По окончании консерватории в 1893 (ученик Чези), до 1898 совершенствовался как пианист под руководством Т.Лешетицкого, концертировал в Берлине, Лейпциге, Санкт-Петербурге, Москве и других городах.

С 1898 по 1901 выступал в концертах с Л. Ауэром и И. Гржимали.

В 1901 основал музыкальную школу в Твери. С 1903 по 1910, живая преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии. Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С.И. Танеевым московского научно-музыкального кружка.

С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла 32 сонат Бетховена (впервые в 1927).

После революции числился в «консерваторах», главным образом за нежелание одобрить навязанные консерватории реформы (в том числе «отсев» абитуриентов непролетарского происхождения).

Будучи большим знатоком творчества Бетховена, в 1927 г., в 100-летнюю годовщину смерти этого гениального композитора, С.М. Майкапар дал в Ленинграде в Малом зале консерватории семь вечеров, на которых с исключительным мастерством исполнил последовательно все тридцать две сонаты Бетховена.

В том же 1927 г. выходит в свет его книга «Значение творчества Бетховена для нашей современности» с предисловием А. В. Луначарского.

В 1930 г. Майкапар уходит из консерватории и посвящает себя почти исключительно творческой работе — композиции, игре и научным трудам.

За последний период времени (1930—1938 гг.) им написаны следующие произведения: «20 педальных прелюдий» (систематическая школа педализации, с объяснительным текстом) — находится в настоящее время в печати, «Первые шаги», №№ 1—16 (для фортепиано в 4 руки), «Песни дня и ночи» — сюита из шести пьес для скрипки с аккомпанементом фортепиано (для 1-й ступени детского ансамбля), «Легкая соната G-dur» в 4-х частях, для фортепиано и скрипки (для детского ансамбля 2-й ступени), «Багатэли» — 8 пьес для фортепиано и скрипки, «Трио a-moll» для фортепиано, скрипки и виолончели (для детского ансамбля 3-й ступени — рукопись), два квартета (в рукописи) — квартет d-moll и детский квартет G-dur для трех скрипок и виолончели и «Трудовые песни народов» (по Карлу Бюхеру «Работа и ритм»), в свободной обработке для фортепиано в 4 руки и скрипок в унисон (для детского ансамбля 1-й ступени, № 1—3 — рукопись).

В начале 1938 г. Майкапар закончил и сдал в печать книгу «Годы учения». Одновременно с этой книгой композитор в последние годы своей жизни работал над трудом под названием «Музыкально-исполнительское художественное творчество». Этот труд доведен им почти до конца.

Литературное наследие композитора С.М. Майкапара, представляющее весьма ценный вклад в музыкально-художественную и научную литературу, состоит из большого количества музыкальных произведений (около трехсот) и ряда научных трудов как изданных, так и находящихся в рукописи.

С.М. Майкапар скончался на 71 году жизни 8 мая 1938 г. в Ленинграде и погребен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища.

Творческие успехи

Мастерство и дарование Майкапара — пианиста и композитора — были отмечены А. Рубинштейном, Э. Григом, И. Энгелем. Значителен вклад Майкапара в создание музыки для детей и юношества; им написано свыше 200 пьес, большинство которых поныне входит в учебный репертуар начинающих пианистов («Бирюльки», «Театр марионеток» и др.). Большей частью программного содержания, они написаны на доступном юным исполнителям и вместе с тем высокохудожественном музыкальном языке.

Майкапар — автор книг: «Музыкальный слух. Его значение, природа, особенности и метод правильного развития» (1900; 2-е издание — 1915), «Значение творчества Бетховена для нашей современности» (1927), «Годы учения» (1938, первоначальное название «Почему и как я стал музыкантом») — одно из редких в мировой литературе произведений для юных читателей о начале пути концертирующего музыканта.

«Бирюльки». Самуил Майкапар.
цикл пьес для детей, соч.28, 1900 г.

  1. Самуил Майкапар - В садике Проиграть.png
  2. Самуил Майкапар - Сиротка Проиграть.png
  3. Самуил Майкапар - Пастушок Проиграть.png
  4. Самуил Майкапар - Осень Проиграть.png
  5. Самуил Майкапар - Вальс Проиграть.png
  6. Самуил Майкапар - Тревожная минута Проиграть.png
  7. Самуил Майкапар - Полька Проиграть.png
  8. Самуил Майкапар - Мимолётное видение Проиграть.png
  9. Самуил Майкапар - Эхо в горах Проиграть.png
  10. Самуил Майкапар - Маленький командир Проиграть.png
  11. Самуил Майкапар - Сказочка Проиграть.png
  12. Самуил Майкапар - Менуэт Проиграть.png
  13. Самуил Майкапар - Мотылёк Проиграть.png


Примечания

Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.