Остров сокровищ (фильм, 1971 год)

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск
Остров сокровищ
Остров сокровищ (фильм, 1971 год).jpg
Жанр

приключенческий фильм

Режиссёр

Евгений Фридман

Автор сценария

Эдгар Дубровский
Евгений Фридман

В главных ролях

Борис Андреев
Ааре Лаанеметс

Оператор

Валерий Базылев

Композитор

Алексей Рыбников

Кинокомпания

Киностудия им. М. Горького

Длительность

82 мин.

Страна

Флаг СССР СССР

Год

1971

IMDb

0167326

«Остров сокровищ» — художественный фильм, экранизация одноимённого романа Р. Л. Стивенсона.

Съемки проходили на Южном берегу Крыма: в урочище Сосняк, в Никитской расщелине, у Красного камня и под скалой Шаан-Кая. По сути, был снят первый профессиональный советский приключенческий фильм, не уступавший по качеству голливудским.

В Ялте на набережной служит рестораном бригантина принимавшая участие в съемках фильма, легендарная «Испаньола», которая снялась в нескольких фильмах.

Сюжет

Когда в таверне «Адмирал Бенбоу» поселился старый пират Билли Бонс, юный Джим Хокинс еще не знал, что его жизнь очень скоро круто переменится.

Но ему посчастливилось обнаружить в сундучке морского бродяги карту Острова Сокровищ. И Джим в компании доктора Ливси, сквайра Трелони, капитана Смоллетта, корабельного кока Джона Сильвера и его говорящего попугая отправляется в далекое и опасное путешествие.

По материалам газеты «Комсомольская правда»

Первым советским кинопарусником стало рыболовецкое парусно-дизельное судно "Клим Ворошилов". С 1953 года оно перевозило арбузы и виноматериалы в Черном и Азовском морях, а когда Фридману понадобился парусник для фильма, его нашли вмерзшим в днепровский лед и выкупили у Херсонского винзавода.

По требованию инспекции Морского регистра судно пришлось полностью перестраивать. Для чего в помощь местным мастерам с Ялтинской киностудии послали бригады сварщиков, слесарей, столяров, механиков, электриков под командование главного консультанта и автора проекта переоборудования шхуны, научного сотрудника Военно-морского музея в Ленинграде Андрея Ларионова. Но его отозвали, когда работа была еще не закончена, и строительство пришлось брать на себя инженеру-конструктору Ялтинской киностудии Валерию Павлотосу, который не был знаком даже с названиями частей старинных парусников. Через полгода строительства бригантина "Эспаньола" была готова. 3 ноября 1970 года она зашла в порт Ялты.

Из воспоминаний инженера-конструктора Валерия Павлотоса:

« Летом 1970 года уже полным ходом шли съемки фильма, я с группой монтажников-высотников работал в труднодоступной местности: в Никитской расщелине, в урочище Сосняк, под скалой Шаан-Кая... И когда все «на суше» отсняли, оказалось что игровой корабль еще не готов. Возникла пауза в процессе, и меня вызвали в Херсон, где строили бригантину. Оказалось, что нашего консультанта из Военно-морского музея Андрея Ларионова отзывают на прежнее место работы — в Ленинград. Бригантиной пришлось заниматься мне, притом, что я никогда не строил суда. А тут — парусник XVII века![1] »

Из воспоминаний звукорежиссера фильма Николая Шарого:

« ...После того как "Остров сокровищ" посмотрели за границей, в латиноамериканской прессе появились статьи. В одной из них говорилось примерно следующее: мы удивлены природной красотой Ялты и тем, насколько достоверно фильм показывает Карибское море, на просторах которого разворачиваются события картины, и бригантиной, которую невозможно отличить от судов той эпохи. »

Сниматься на открытой палубе в летних костюмах под пронизывающим ветром никто из актеров желанием не горел, но в кадр все же вставали, а вот в трюме, в котором качка чувствовалась еще сильнее, некоторые просто не могли сосредоточиться и войти в роль. Так что на площадке у ресторана в Приморском парке пришлось строить корму судна, в которой и отсняли часть сцен. Рабочие раскачивали декорацию, и создавалась полная иллюзия съемок в открытом море. Но режиссер в основном все же требовал живой натуры.

Из воспоминаний художника-гримера фильма Светланы Шарой:

« ...Снимали далеко от берега, чтобы в кадре не было видно современных построек. Уходили в Гурзуф, Партенит, Судак... А как-то погнались за солнцем и не заметили, что приблизились к границе. "Эспаньолу" остановили пограничные корабли.
С пограничниками у съемочной группы по началу отношения никак не складывались. При выходе судна в море участники съемок проходили паспортный контроль, и в один из дней по возвращении бригантины в порт пограничники совсем опешили: "Уходило 35 человек, а вернулось 32. Вы что, троих на подводной лодке в Турцию отправили?" Объяснили - актеры люди занятые, и им иногда надо срочно улетать в Москву. Поэтому судно, чтобы сэкономить время и топливо, подходит к ближайшему причалу и высаживает артиста, где его уже ждет машина. Ну а когда в следующий раз на борту "Эспаньолы" оказалось больше пассажиров, чем при выходе в море, стражи границы просто махнули рукой: "Делайте что хотите!"
»

Крымские кадры из фильма

Остров сокровищ

Остров сокровищ (фильм 1971 год) 1.jpg
Остров сокровищ (фильм 1971 год) 2.jpg
Остров сокровищ (фильм 1971 год) 3.jpg
Остров сокровищ (фильм 1971 год) 4.jpg
Остров сокровищ (фильм 1971 год)5.jpg

В сентябре после достройки деревянного корпуса бригантину спустили на воду и херсонские мастера помогли собрать рангоут с такелажем, а севастопольская команда Виталия Букарина уже подвязывала паруса. 2 ноября 1970 г. шхуна своим ходом вышла из Херсона и через сутки отшвартовалась в ялтинском порту. Так сроки съемок «Острова сокровищ» сместились, и приключения Джима Хокинса в тропиках пришлось снимать под свист ледяного ветра до марта 71-го (см. фото № 1 на врезке).

Но все крупные планы снимались всё на том же "Кодоре". На фото (№ 2 на врезке) актер Константин Григорьев (капитан Смоллетт) с капитном "Кодора" А. А. Аристовым.

На фото (№ 3 на врезке) Эспаньола на фоне Медведь-горы.

Примечания



Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.