Лобстеры киев: уютный и красивый пляж лобстер.

Петросян, Карен Хоренович

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск
художник
Петросян Карен Хоренович
Карен
Karen4-400.jpg
Автопортрет, 1955г.
Период жизни
30 июля 1933  —  23 декабря 1990
Национальность

руссий

Места жительства

Симферополь

Гражданство

СССР

Жанр

живопись,акварель, чернила, карандашный рисунок

Альма-матер

Крымское художественное училище

Место смерти

Симферополь

Каре́н Хоре́нович Петрося́н (30 июля 1933, Ашхабад — 23 декабря 1990, Симферополь) — крымский художник, писатель. Петросян - автор акварельных работ, книжных иллюстраций. Для литературного творчества характерны рассказы-зарисовки о симферопольцах военной и послевоенной поры, повести и рассказы о тюремной жизни. Герои Карена - горожане, солдаты, зеки, бомжи - все те, кто прошёл жизненную мясорубку и остался при этом человеком.

Биография

  • Родился в Ашхабаде 30 июля 1933 года. Родители были репресированны (отец Петросян Хорен Самвелович участвовал в ликвидации басмаческих банд в Средней Азии, расстрелян по ложному обвинению). Воспитывался у бабушки Марфы Шумаковой.
  • Учился в Крымском художественном училище им. Самокиша(1946). Несмотря на переэкзаминовку в школе по математике, был принят в художественное училище по ходатайству Дома Пионеров (ул. Гоголя) (мотивировка - "зрелость в рисовании").
  • Жил и работал в Москве и Симферополе. Трагически погиб 23 декабря 1990 года.

Выставки акварелей Карена

  • «Судьба и время», персональная выставка, Симферопольский художественный музей, 2001
  • «IV биеннале камерной акварели Крыма» (экспонировались работы), Симферопольский художественный музей, 2003
  • «Возвращение», персональная выставка в симферопольской библиотеке им.Франко, 2003

О работах

  • Будучи художником самоучкой, Петросяну пришлось начать с масла (копии - Сикстинская Мадонна, Мария-Магдалена), потом освоить рисунок (карандаш).В пору зрелости он плавно перешел к акварели. Карен экспериментировал. Так, одна из его работ "Злата уличка Прага", по словам художника была пробой взаимодействия "пасты шарикой ручки с огрызками некоторых цветных карандашей". Последней работой художника был написанный маслом автопортрет.
  • «...Сюжеты картин крымского художника Карена Хореновича Петросяна перекликаются с его прозаическими произведениями: живопись и литература отражают друг друга, как в зеркале, хоть и не без некоторого искажения. "Друг друга отражают зеркала, взаимно искажая отраженье", - писал о таком переплетении-единстве-противоборстве поэт "серебряного века" русской литературы Георгий Иванов. На акварелях Петросяна можно увидеть героев его рассказов - заключенных, солдат, а еще тех, кого Виктор Гюго называл "отверженными". Но выходит, что эти "отверженные" - соль земли. Но рядом с неприкаянными странниками и узниками на полотнах художника живут античные герои, например, мечтавший о родной Итаке Одиссей. Бегущая по волнам, Фрези Грант Александра Грина, держит в тонкой руке волшебный фонарь, и золотой свет этого фонаря струится по картине, словно солнечный. Ведьминская улыбка Маргариты с другого полотна действует на зрителей, словно ожог. Чувствуется, что это улыбка недобрая и какая-то полустертая, словно женщина, изображенная на полотне, хочет улыбнуться щедро и ласково, от всей души, но не может, поскольку душа ее больна. А вот души изображенных на картинах зэков, напротив, здоровы, хотя больны и несвободны их тела. Карен Петросян, сын репрессированных родителей, прошедший советскую каторгу, знал о человеческих страданиях не понаслышке. Но эти страдания очистили и закалили его душу, и теперь эта душа говорит с нами благодаря живописи и литературе. Прислушаемся же к ее чистому голосу!»

Е.Ю. Раскина, доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой общегуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплин Международного гуманитарно-лингвистического института (Москва)'' [Сетевой ресурс: crimeatime.blogspot.com/2013/07/80.html]

Известные работы

«Cержант», карандаш, 1955
«Отзвуки прошлого», акварель, 1970
«Женщины», акварель, 1970
«Маргарита на балу», шариковая ручка, 1982
«Леночка», акварель,1990


  • «Автопортрет», карандаш, 1955
  • «Автопортрет с бородой», масло, 1990
  • «Автопортрет у окна», акварель, 1973
  • «Будни Господа нашего Иисуса Христа», акварель, 1988
  • «Ворон», акварель, 1990
  • «Ворон», тушь, 1990
  • «Великий Врубель», акварель, 1970
  • «Возвращённые морем», акварель, 1976
  • «Девочка с книгой», акварель, 1990
  • «Женщина у моря», акварель, 1970
  • «Идол», масло, 1990
  • «Кариока», акварель, 1970
  • «Колодец и маятник», тушь, 1990
  • «Колокол», акварель, 1988
  • «Кофе и перец», акварель, 1988
  • «Лагуна», акварель, 1970
  • «Леночка», акварель, 1989
  • «Лица» , графика, 1987
  • «Мадалена», акварель, 1990
  • «Моряк с трубкой», карандаш, 1955
  • «Одиссей и Пенелопа», акварель, 1976
  • «Ожидание», акварель, 1970
  • «Озябший», акварель, 1989
  • «Остров Посейдона», акварель, 1970
  • «Пещерный город», акварель, 1990
  • «Побег вождя», акварель, 1989
  • «Портрет племянницы Лены», акварель, 1990
  • «Портрет Эдгара По», акварель, 1989
  • «Раненая птица», акварель, 1990
  • «Рядовой» (профиль у дерева), карандаш , 1955
  • «С поста», карандаш, 1955
  • «Таня на кладбище», масло, 1990
  • «Тень», акварель, 1990
  • « Уши заключенных», акварель, 1990
  • «Электрошок», акварель, 1989

Литературное творчество

  • «Белый гриб», рассказ, Симферополь, 1966
  • «В краю упавших звёзд», рассказ, Москва, 1966
  • «Жестокость», рассказ, Торез, 1982
  • «Терентьевна», рассказ, Торез, 1982
  • «Травушка» ( посвящается Галине Васильевой), рассказ,Торез, 1985
  • «Чувство новизны» (посвящается Алёше Васильеву),Торез, 1986
  • «Чудак» («Мудак»), рассказ, Торез, 1987
  • «Юлька», рассказ,Торез, 1980

Опубликованные произведения

Обложка книги «Птица-беда»,2012
  • В 2012 году в Санкт-Петербурге (изательство «Алетейя») вышла книга рассказов Карена Петросяна Птица-беда

Примечания

Ссылки

  • Карен Петросян «Чудак», "Эхо-дайджест российской прессы",№13, сентябрь1995 (Послесловие Арк. Левина)
  • Елена Рожен «Рагу из кошки», «Крымское время» №23, 4 апреля 1996
  • Рудольф Подуфалый «Биеннале: шаг в XXI век»,« Крымские известия», сентябрь 2001
  • Алексей Васильев «В Симферополе открыта самая значительная крымская художественная выставка» «Крымское время» №197 (1553)
  • Алексей Васильев « ...Значит я продолжаю жить» (Выставка акварелей Карена Петросяна), «Крымское время» №164(1765) 10 сентября 2003
  • [Сетевой ресурс: www.litrossia.ru/2012/29/07302.html Александр Трапезников «DUM SPIRO SPERO» , рецензия на книгу Карена Петросяна «Птица беда», «Литературная Россия» №29. 20.07.2012]
  • [Сетевой ресурс: crimeatime.blogspot.com/2013/07/80.html Алексей Васильев «Не шуми, океан, не пугай…». К 80-летию художника и литератора Карена Петросяна, «Крымское время» № 81 (3296), 2013г.]
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.


Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.