Ребиков, Владимир Иванович

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск
Владимир Ребиков.

Владимир Иванович Ребиков (19 (31) мая 1866, Красноярск — 4 августа 1920, Ялта) — русский композитор.

Биография

Ребиков окончил филологический факультет Московского университета, музыке обучался частным образом у Н. С. Кленовского, затем в Берлине у К. Мейербергера и Г. Мюллера. С 1893 занимался преподаванием в Москве, Киеве и Одессе. Поселившись в 1897 в Кишинёве, добился открытия там отделения Русского музыкального общества и организовал музыкальную школу. В конце 1890-х посетил Вену и Мюнхен, где познакомился с новейшими течениями в европейском искусстве. С 1901 выступал с концертами в России и за границей, в 1909 обосновался в Ялте, где и жил оставшиеся годы жизни.

Творчество

Творческие взгляды Ребикова перекликаются с современными ему направлениями в движении символизма. Нередко в качестве сюжетов для своих сочинений композитор выбирал популярные в то время литературные и живописные произведения. Ряд фортепианных работ Ребикова, в частности, «Эскизы-настроения», написан под влиянием живописи Арнольда Бёклина. Долгая дружба связывала композитора с поэтом Валерием Брюсовым, на стихи которого он написал несколько циклов романсов.

В своём творчестве Ребиков придерживался сформулированной им самим концепции «музыкальной психографии». Его стиль значительно отличался от установившихся норм композиции, и его эксперименты в области музыкального языка нередко встречали непонимание со стороны его современников. Ребиков был одним из пионеров целотонной музыки в России, часто применял в своих сочинениях созвучия квартовой структуры и другие необычные для того времени приёмы. В поисках новых музыкальных форм и возможностей синтеза различных типов искусства композитор создал несколько произведений в жанрах ритмодекламации, меломимики, мелопластики. Наиболее ярко почерк Ребикова проявился в его произведениях для музыкального театра. Отвергнув эстетику традиционной оперы, Ребиков в своих «музыкально-психологических драмах» активно использовал аллегории и мистические символы («Теа», 1904; «Альфа и Омега», 1911).

Оперы

  • В грозу (1894, по В.Г.Короленко)
  • Ёлка (1900, пост. 1903, по Ф.М. Достоевскому, Г.Х. Андерсену, Г. Гауптману).
  • Бездна (1907, по Леониду Андрееву)
  • Женщина с кинжалом (1910, по Артуру Шницлеру)
  • Дворянское Гнездо (1916, по И.С. Тургеневу)

Библиография

  • Томпакова О. Владимир Иванович Ребиков: очерк жизни и творчества. — М., 1989

Ссылки

  • [Сетевой ресурс: imslp.org/wiki/Category:Rebikov%2C_Vladimir_Ivanovich Ноты произведений В.Ребикова на сайте International Music Score Library Project]
  • [Сетевой ресурс: slovari.yandex.ru/art.xml?art=mos/mos/19000/52595.htmencpage=mosmrkp=http%3A//hghltd.yandex.com/yandbtm%3Furl%3Dhttp%253A//encycl.yandex.ru/texts/mos/mos/19000/52595.htm%26text%3D%25C2%25EB%25E0%25E4%25E8%25EC%25E8%25F0%2B%25C8%25E2%25E0%25ED%25EE%25E2%25E8%25F7%2B%25D0%25E5%25E1%25E8%25EA%25EE%25E2%26reqtext%3D%2528%25C2%25EB%25E0%25E4%25E8%25EC%25E8%25F0%253A%253A6879%2B%2526%2B%25C8%25E2%25E0%25ED%25EE%25E2%25E8%25F7%253A%253A59830%2B%2526%2B%25D0%25E5%25E1%25E8%25EA%25EE%25E2%253A%253A1819103916%2529//6%26%26isu%3D2?art=mos/mos/19000/52595.htmencpage=mosmrkp=http%3A//hghltd.yandex.com/yandbtm%3Furl%3Dhttp%253A//encycl.yandex.ru/texts/mos/mos/19000/52595.htm%26text%3D%25C2%25EB%25E0%25E4%25E8%25EC%25E8%25F0%2B%25C8%25E2%25E0%25ED%25EE%25E2%25E8%25F7%2B%25D0%25E5%25E1%25E8%25EA%25EE%25E2%26reqtext%3D%2528%25C2%25EB%25E0%25E4%25E8%25EC%25E8%25F0%253A%253A6879%2B%2526%2B%25C8%25E2%25E0%25ED%25EE%25E2%25E8%25F7%253A%253A59830%2B%2526%2B%25D0%25E5%25E1%25E8%25EA%25EE%25E2%253A%253A1819103916%2529//6%26%26isu%3D2 Владимир Ребиков в энциклопедии Москва][[Категория:Композиторы Крыма]


Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.