Фиркович, Авраам Самуилович

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск
Авраам Фиркович

Авраам Самуилович Фиркович (אברהם בן שמואל — Avraham ben Shmuel; 17861874) — таврический и одесский гахам, газзан Луцкой кенассы в 1818 году, караимский писатель и археолог.

Первый печатный труд его «Massa u-Meriba» (на древнееврейском языке — «Испытания и споры») посвящен защите караимского вероучения и полемике с евреями-раввинистами. В 1830—1831 гг., посетив Палестину и Константинополь, он собрал коллекцию старинных рукописей, относящихся к еврейской и караимской литературе. Когда в 1839 г. в Одессе было основано общество истории и древностей, Фиркович получил командировку для собирания караимских древностей. После двухгодичного странствования по Крыму, Кавказу, а так же Палестине и Египту, Фирковичу удалось составить богатую коллекцию старинных книг, рукописей и надгробных надписей, между которыми наиболее замечательная найденная в Чуфут-Кале рукопись Ветхого Завета (с особой пунктуацией еврейского текста), многие самаритянские рукописи и памятники еврейско-арабской и еврейско-персидской письменности. Большая часть этих коллекций хранится в Российской национальной библиотеке.

Описание одной их части Фиркович напечатал под заглавием «Avne-Zikkaron» (на древнееврейском языке, Вильна, 1872). Коллекции Фирковича обратили на себя внимание ориенталистов; исследованием и описанием их занимались Хвольсон, Гаркави, Штрак, Куник и другие. В коллекциях Фирковича оказалось много ценного материала для истории и литературы евреев Передней Азии и Египта, но очень мало памятников, относящихся к крымским караимам, причем последние — сравнительно позднейшего происхождения. Научная ценность караимских памятников ослабляется утилитарной целью, которую преследовал Фиркович: задавшись мыслью доказать, что караимы поселились в Крыму до Рождества Христова и, как не участвовавшие в распятии Спасителя, не должны подвергаться одинаковым с евреями ограничениям, Фиркович сделал изменения в датах и именах в некоторых рукописях. Спор относительно подлинности этих памятников вызвал в 1870—1880-х годах довольно обширную литературу, и в настоящее время подделка в некоторых памятниках коллекции Фирковича не подлежит сомнению.

Литература

  • Д. Хвольсон «Сборник еврейских надписей» (Санкт-Петербург, 1884).
  • А. Harkavy «Altjüdische Denkmaler aus der Krim» (Санкт-Петербург, 1876).
  • его же «Описание рукописей самаритянского Пятикнижья, хранящихся в Императорской публичной библиотеке» (Санкт-Петербург, 1874).
  • его же «К вопросу о крымских древностях, найденных Ф.» (1877).
  • Штрак и Гаркави «О коллекции восточных рукописей А. С. Ф., находящихся в Чуфут-Кале» («Журнал Министерства Народного Просвещения», 1875).
  • А. Harkavi und H. Strack «Catalog der hebräischen Bibelhandschriften der K. Oeffentl. Bibliothek in S.-Petersburg» (Санкт-Петербург, 1875).
  • H. Strack «A. Firkowitsch und seine Entdeckungen. Ein Grabstein der hebräischen Grabschriften der Krim» (Липецк, 1876).
  • А. Куник «Тохтамыш и Ф. По поводу спора о двух искаженных еврейских надписях и двух вымышленных летосчислениях» (Санкт-Петербург, 1876).
  • А. Geiger «A. Firkowitsch» («Jüdische Ztschr. für Wissenschaft und Leben», 1875).
  • А. Jellinek «A. Firkowitsch» (Вена, 1875).
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).


cs:Avraham Firkovič

he:אברהם פירקוביץ' en:Abraham Firkovich



Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.