Цветаева, Марина Ивановна

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск
поэтесса
Марина Цветаева
Марина Ивановна Цветаева
Марина Ивановна Цветаева.jpg
Цветаева у Волошина в Коктебеле. 1913 год.
Период жизни
8 октября 1892  —  31 августа 1941
Места жительства

Коктебель

Жанр

поэзия, поэтическая проза, мемуары

Сетевой ресурс: www.tsvetayeva.com

Мари́на Ива́новна Цвета́ева 26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Биография

Марина Цветаева. 1911 год. Фото Максимилиана Волошина

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память апостола Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких произведениях поэтессы

Марина начала писать стихи — не только на русском, но и на французском и немецком языках — ещё в шестилетнем возрасте. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом.

После смерти матери Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца.

В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую» направленность). Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва.

На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах).

В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 — вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».

В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок; их романтические отношения продолжались до 1916 года[1]. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916 году; Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни». В 1921 году Цветаева, подводя итог, пишет:

Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное — какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное — какая скука!

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3-х лет.

В 19181919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».

В апреле 1920 года Цветаева познакомилась с князем Сергеем Волконским.

В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу.

В мае 1926 года по инициативе Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке.

В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком.

Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…»[2]

В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву.

В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня прозаиком…»). В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер», 1936), |Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др.

С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете. Финансово ей немного помогала Саломея Андроникова.

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину.[3] 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве[4].

В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшеве (ныне Мемориальный дом-музей М.И. Цветаевой в Болшеве[5]), соседями были чета Клепининых. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке (по другим данным — в Орловском централе)[6]; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году.

В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.

Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.

31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну)[7].

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены, где находится её затерявшееся последнее пристанище, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева»

В связи с тем, что ни дочь Ариадна, ни сын Георгий не имели детей, прямых потомков у Марины Цветаевой нет.

Марина Цветаева в Крыму

Основная статья: Марина Цветаева в Крыму

Ссылки[8][9][10][11][12]

Сергей Эфрон, Марина Цветаева, Владимир Соколов ( на первом плане). Коктебель, 1913 г Сетевой ресурс: russianpoetry.ru/upload/blogs/d186c957c96520874d590c95e4d9a6f4.jpg.jpg
Елена Оттобальдовна Волошина, Вера Эфрон, Сергей Эфрон, Марина Цветаева, Елизавета Эфрон, Владимир Соколов,Мария Кудашева, Михаил Фельдштейн, Леонид Фейнберг. Коктебель, 1913 г. Сетевой ресурс: russianpoetry.ru/upload/blogs/67df50e41441b5b549517bb8246e1f5e.jpg
Слева направо: Е.О. Волошина, В.Я. Эфрон, В.А. Соколов, Е. Эфрон, М.П. Кудашева, С.Я. Эфрон, М.М. Нахман, М.И. Цветаева. Коктебель, 1913 Сетевой ресурс: ic.pics.livejournal.com/lasvetlana/14309294/362261/600.jpg

1905-1906, Севастополь

Впервые Марина Цветаева побывала в Крыму в 1905 году вместе со своими родителями и сестрой Анастасией после трех лет пребывания за границей из-за болезни Марии Александровны, матери Марины и Анастасии. Решено было пожить в Ялте, где больная туберкулезом Мария Александровна продолжит лечение, а девочки будут учиться в гимназии.

Поездом доезжают до Севастополя, живут несколько дней в гостинице. С отцом, Иваном Владимировичем, Марина и Ася гуляют по приморскому бульвару, Графской пристани, любуются морем. «Море…Мы не видели его с Нерви… Как пахнет морем! Запах родной, и морская звезда, и водоросли, точно тучка сетей. Но цвет моря совсем другой: не зеленое, как Средиземное, а темно-синее». (А.И. Цветаева «Воспоминания»).

Перед отъездом вместе с матерью посещают «Севастопольскую панораму». Пароходом отправляются в Ялту. «Море до Ялты так качало наш пароход, что мы обе измучились. Мама, помнится, не страдала от качки, папа тоже». (А. И. Цветаева «Воспоминания»)

Ялта

В Ялте Цветаевы остановились на даче врача и писателя С.Я. Елпатьевского. «…Ялта-красавица! Как понятно стало это ходячее слово – как только мы очутились на Дарсановской горке!...Вверх, вверх, меж стенок садов, изгибается дорога, мимо аптеки, женской гимназии, мимо дворца эмира Бухарского, пока не упирается в дачу Елпатьевского: белая, двухэтажная, с двухэтажной террасой в полдома шириной, свободна от тени и зелени, открытая ветру и взгляду на море, далеко внизу за домами, сизо-черной чертой…За дачей – округлость горы…Елизавета Федоровна Лужина снимала на даче Елпатьевского весь 2-ой этаж и от себя сдавала жильцам комнаты. Нам она сдала две, смежные: большая была мамина, меньшая – Марусина и моя. Из маминой комнаты была дверь на террасу». (А. И. Цветаева «Воспоминания»)

1906 год

Весной по соседству с Цветаевыми поселились Пешковы, жена и дети Максима Горького. Сестры успешно сдали экзамены: Марина за три класса, Ася за первый класс гимназии. В жаркий по-летнему день была поездка в Массандру, запомнившаяся Асе: «Массандра? Может быть это рай?». В ослепительный солнечный день поданы лошади – отъезд в Севастополь, оттуда – в Москву.

1909 год, апрель; Ялта, Севастополь

На пасхальные каникулы Марина Цветаева с группой соучениц по гимназии М. Г. Брюхоненко совершила поездку в Крым. До Севастополя из Москвы ехали поездом, в Ялту – морем.

1911 год; Гурзуф, Коктебель, Феодосия

Конец марта: Марина решила не сдавать экзамены в восьмой (педагогический) класс и прекратила занятия в гимназии. Она собирается в Гурзуф. Волошин, с которым Цветаева познакомилась в Москве, договаривается о её приезде в Коктебель.

3 марта Цветаева выезжает в Гурзуф, а 5 мая вечером приезжает в Коктебель к Максимилиану Александровичу Волошину: «…после целого дня певучей арбы по дебрям восточного Крыма я впервые ступила на Коктебельскую землю, перед самым Максиным домом, из которого уже огромными прыжками, по белой внешней лестнице, несся мне навстречу – совершенно новый, неузнаваемый Макс. Макс легенды, а чаще сплетни (злостной!), Макс в кавычках «хитона», то есть попросту длинной полотняной рубашки, макс сандалий…Макс полынного веночка и цветной подпояски, Макс широченной улыбки гостеприимства, Макс - Коктебеля». (М.Цветаева «Живое о живом»)

В Коктебеле Марина познакомилась с Верой, Елизаветой, и Сергеем Эфронами, с которыми у поэтессы сложились близкие отношения. Менее чем через год (27 января 1912 года Марина Цветаева и Сергей Эфрон обвенчались в Москве). В своих воспоминаниях Ариадна Эфрон так описывает встречу своих родителей: «Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый грустный юноша – с поразительными, огромными…в пол-лица глазами; заглянув в них и всё прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых, - и вложил ей его в ладонь, розовый, изнутри освещенный камень, который она хранила всю жизнь…» (Ариадна Эфрон «Воспоминания»)

Летом 1911 года Марина и Анастасия Цветаевы вместе с Волошиным ездили в Старый Крым и Феодосию, покорившую их восточной экзотикой, толпами приезжих на набережной, иностранными кораблями в порту. Из книги А.Цветаевой «Воспоминания» «Когда мы увидели феодосийские улицы, Итальянскую улицу с арками по бокам, за которыми лавочки с восточными товарами, бусами, сладостями, когда сверкнул атлас, рекой разливающийся по прилавку, и его пересек солнечный луч, золотой воздушной чадрой протянулся под арку – и когда из-под арки вышли два мусульманина, унося плохо завернутый шелк, и брызнула нам в глаза синева с плывущими розами, - бороды черней ночи показались нам со страницы Шехерезады, ветер с моря полетел на нас из Стамбула! – и мы поняли – марина и я, - что Феодосия – волшебный город и что мы полюбили его навсегда».

В Феодосии Марина и Анастасия Цветаевы посетили картинную галерею И.К. Айвазовского, побывали у друзей – П.Н. Лампси и К.Ф. Богаевского, встретились с Л. Квятковским, Е.Н. Потапенко и Н.А. Айвазовской. Вместе с другими гостями М.А. Волошина сестры Цветаевы на лодке проплыли вдоль Кара-Дага – в Сердоликовую бухту и к Золотым Воротам.

Все в Коктебеле нравилось Марине Цветаевой: и розыгрыши, и мистификации, и походы с Волошиным на Кара-Даг. Не раз отправлялась Марина Ивановна Максимилианом Александровичем в походы по окрестным холмам: «Сколько раз – он и я – по звенящим от засухи тропкам, или вовсе без тропок, по хребтам в самый полдень, с непокрытыми головами, без палок….в непрерывности беседы и ходьбы – часами – летали – все вверх, все вверх». (Марина Цветаева «Живое о живом»)

Пребывание Марины Цветаевой в доме М. А. Волошина благотворно сказалось как на её внутреннем психологическом состоянии, так и на творчестве. В Коктебеле она постепенно освобождается от замкнутости, книжного восприятия мира. Свою благодарность Волошину за «счастливый год моей жизни» Марина Ивановна Цветаева выразит в письмах Максимилиану Александровичу: «Это лето было лучшее из всех моих взрослых лет, и им я обязана тебе».

8 июля Марина Цветаева покидает Крым.

По словам Ариадны Эфрон, дочери поэтессы, "тот Крым она искала везде и всюду – всю жизнь…"

1912 год

Марина Цветаева и Сергей Эфрон вместе дочерью Алей (Ариадной), которая родилась 5 сентября 1912 года, приехали в Коктебель к М. А. Волошину. Их поселили «в отдельном домике в двух комнатах». За время, проведенное в Крыму, Марина Цветаева пишет ряд стихотворений, в которых отразились ее впечатления и переживания, волновавшие ее в то время: Идешь, на меня похожий…», «Моим стихам», «Солнцем жилки налиты…», «Вы, идущие мимо меня», «Идите же!» и другие.

Художница М. Нахман, отдыхавшая тогда у М. А. Волошина пишет портрет Марины Цветаевой.

1913 год, Феодосия

4 августа 1913 года Марина Цветаева уезжает в Москву, чтобы сдать или продать дом на Полянке. Здоровье Сергея Эфрона ухудшилось, он уезжает В Ялту, в санаторий. Маленькая Аля осталась в Коктебеле на попечении няни Груши и сестёр Веры и Лили Эфрон.

В 28 августа 1913 года у Ивана Владимировича Цветаева, отца Марины и Анастасии, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Музея изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) произошел инфаркт в имении знакомых под Подольском. Через два дня – 30 августа Иван Владимирович скончался. После похорон отца Марина Цветаева возвращается в Крым. Сначала приезжает в Севастополь, оттуда – в Ялту к мужу. В Ялте 1 октября написаны стихотворения «Встреча с Пушкиным», «Байрону».

17 октября 1913 года Цветаева с дочерью поселилась в Феодосии. Из Ялты, накануне отъезда, она писала в Москву: «Насчет Феодосии мы решили как-то сразу, не сговариваясь. Сереже хочется спокойствия и отсутствия соблазнов для экзаменов». Сергей Эфрон, муж Марины, остался еще на несколько дней в Ялте, в санатории, а у Марины начался совершенно новый этап – феодосийский.

Из «Воспоминаний» Анастасии Цветаевой: «Марина была счастлива с ее удивительным мужем, с ее изумительной маленькой дочкой – в те предвоенные годы. Марина была счастлива». Да, Марина Цветаева была счастлива здесь, в Феодосии…

«Сегодня я ночевала одна с Алей, идеальная няня ушла домой. Аля была мила и спала до семи, я - до десяти. Сегодня чудный летний синий день: на столе играют солнечные пятна, в окне качается красно-желтый виноград ». Это уже строчки из письма Цветаевой в Ялту.

Дом, который выбрала Цветаева, расположен на склоне горы Тепе-Оба, на бывшей Анненской улице (ныне это улица О. Ю. Шмидта). В то время это была дача художника Редлиха.

Именно в Феодосийской мужской гимназии Эфрон, сдав почти двадцать экзаменов, получил аттестат, с которым поступил в 1914 году в Московский университет.

В первые месяцы жизни в Феодосии, осенью и зимой 1913 года, Цветаева читала свои стихи на нескольких литературных вечерах: в обществе приказчиков Феодосии, в Еврейском обществе пособия бедным, в Азово-Донском банке.

Остались яркие и эмоциональные зарисовки в дневнике Цветаевой и отзыв в одной из Феодосийских газет на выступление Марины и Анастасии 15 декабря 1913 года: «Снова выступали очаровательные сестры Цветаевы…Еще раз обвеяли нас солнечной лаской…Еще раз согрели одинокие одичавшие души!».

Анастасия Цветаева жила с годовалым сыном Андреем недалеко от Марины, на Бульварной улице (ныне это часть улицы Десантников). Дом, в котором Анастасия снимала две комнаты, хорошо сохранился и поныне. Еще живы лепнина на потолке, голландские печи, мраморная лестница в парадном подъезде, выходившем на Военную улицу (ныне улица В.Коробкова). С 2003 года несколько комнат с отдельным крылечком стали долгожданным домом для музея Марины и Анастасии Цветаевых.

Часто бывали сестры Цветаевы и Максимилиан Волошин в мастерской художника Константина Богаевского. Анастасия Ивановна Цветаева писала в своих «Воспоминаниях»: «У Богаевского высокая, просторная мастерская, огромные окна…По стенам, как рассыпавшиеся книжные полки, ряды стоящих в скромной замкнутости этюдов всех величин…».

Бывали сестры Цветаевы и у художников М. П. Латри, К. Кандаурова, Н. Хрустачева, которые в то время жили в Феодосии. Об этом времени, об этих встречах тепло и восторженно пишет А. И. Цветаева в «Воспоминаниях». Особенно любили сестры бывать на окраине города в доме Анны Никитичны Айвазовской, жены великого мариниста. Анна Никитична любила собирать у себя людей искусства, наслаждаясь их обществом, угощая на славу. В этом гостеприимном доме звучали романсы в исполнении Ариадны Николаевны Латри, читали свои стихотворения М. Волошин и М. Цветаева. После долгих бесед и чтения стихотворений сестры Цветаевы и Максимилиан Александрович Волошин отправлялись на широкий мол.

30 декабря 1913 года сестры выступали на «великосветском балу», организованном Феодосийским обществом спасения на водах. Звучали прекрасные стихотворения: «Генералам двенадцатого года», «Аля».

31 декабря двинулись в Коктебель к Волошину встречать Новый 1914 год. Не обошлось без пожара… Для Марины Цветаевой и Максимилиана Волошина это факт явился символом грядущих потрясений…

1914 год, Феодосия

25 февраля 1914 года сестры Цветаевы и Максимилиан Волошин гуляли по Караимской слободке, поднимались к Музею древностей на вершине горы Митридат. «Караимская слободка – совершеннейшая Италия. Узкие крутые улички, полуразрушенные дома из грубого пористого камня, арки…Ася снимала. Мы дошли до Митридата, - белого здания с колоннами – в греческом стиле. У входа в помещающийся в нем Музей древностей – два старинных огромных кудрявых итальянских льва…» Волошин, Марина и Анастасия расписались в «Книге для занесения подписей господ посетителей Феодосийского музея древностей», здание которого было построено в 1871 году.

26 февраля Волошин, Анастасия и Марина ходили по Карантину. Генуэзские стены средневековой крепости, несколько церквей на Карантинной площади, низкие дома с красной черепицей на крышах, фиалки под самыми окнами… Все живо и сейчас, все так же волнует, как прочти сто лет назад.

Каждый вечер в феврале 1914 года Марина и Анастасия проходили по Екатерининскому проспекту мимо накануне (в 1911- 1914 годах) построенных дач богатых феодосийцев – Хаджи, Стамболи, Крыма.

Интересно описание весенней Феодосии в дневнике Марины Цветаевой: «Как чудно в Феодосии! Сколько солнца и зелени! Сколько праздника! Золотой дождь акаций осыпается …Каждая улица – большая, теплая, душистая волна… В низких пышных акациях что-то совсем сливающееся со стенами домов , крытых черепицей, - со всем духом Феодосии».

15 мая закончена поэма «Чародей».

1914 год, Коктебель

1 мая в Коктебель приехала Анастасия Цветаева с сыном Андрюшей, а 3 мая написано прекрасное стихотворение, посвященное Сергею Эфрону:

1 июня Марина Цветаева с Алей приезжают в Коктебель.

Из записных книжек: «С 1-го июня мы в Коктебеле. Ехали – Аля, Кусака в корзинке, и я. …Когда Пра увидела Алю, она воскликнула: — «И это Ася называет толстым ребенком! Да она совсем худая! Посмотрите на ее лицо!» — Пока мы с няней раскладывали веши, Ася ходила по саду с Алей и Андрюшей на руках. Андрюша без ума от Али. Увидев на столе у Пра ее карточку, он сразу закричал «Аля», взял ее, целовал, носил по саду и всем, кого видел, давал целовать. Это было до нашего приезда».

Из записных книжек: Коктебель, 19-го июня 1914 г., четверг. «Сережа кончил экзамены. В местной газете «Южный Край» такая отметка: «Из экстернов феодосийской мужской гимназии уцелел один г-н Эфрон». В его экзаменационной судьбе принимал участие весь город. Хочется записать одну часть его ответа по истории: — «Клавдии должен был быть великим императором, но к несчастью помешала семейная жизнь: он был женат два раза,— первый на Мессалине, второй — на Агриппине, и обе страшно ему изменяли». Это всё, что он знал о Клавдии. Экзаменаторы кусали губы». Из письма Марины Цветаевой В.Я. Эфрон (в Москву)

Из записных книжек: "…Скоро будет неделя, как я здесь. Природа та же — бесконечно хорошая и одинокая, — людей почти нет, хотя полны все дачи, — настроение отвратительное. Милы: Пра, Майя, Ася, Андрюша, Аля. Равнодушны и почти невидимы: Богаевский, Кандауров, Оболенская, Радецкий на днях приехал — очень помолодел и похорошел, весел, мил, но далек. …Аля решительно всех поражает своей взрослостью, строгостью, неулыбчивостью. К Андрюше она прохладна, Пра боится. Слушается только меня, — без меня ни за что ни с кем не поздоровается".

14 июня в Коктебель из Феодосии приезжает Сергей Эфрон, сдавший экстерном последний из 19 экзаменов на аттестат зрелости.

6 июля Марина Цветаева, Сергей Эфрон и маленькая Аля уезжают в Москву.

1915 год

В марте, оставив учебу в университете, Сергей Эфрон уходит братом милосердия на фронт. Санитарный поезд Эфрона курсирует между Москвой и Белостоком (Варшавой).

Коктебель

Предположительно 25 мая из Москвы в Коктебель выехали Марина Цветаева с Алей, Анастасия Цветаева с Андрюшей и сёстры Парнок – Софья Яковлевна и Елизавета Яковлевна. Волошина в Коктебеле не было, но был в Париже, но жизнь в его доме была многолюдна. Гостей принимала Елена Оттобальдовна.

Марина Цветаева пробыла в Коктебеле до конца июля.

1916 год, Коктебель

Приблизительно 16 мая М.Цветаева, С. Эфрон и Аля приехали в Коктебель. Перед этим С. Эфрон был зачислен в армию на строевую службу со сроком начала службы 1июня 1916 года.

Из письма Марины Цветаевой Лиле Эфрон «Сережа тощ и слаб, безумно радуется Коктебелю, целый день на море, сегодня на Максиной вышке принимал солнечную ванну. Он поручил Мише (М. С. Фельштейну) следить за воинскими делами, Миша телеграфирует, когда надо будет возвращаться. Все это так грустно! Чувствую себя в первый раз жизни – бессильной. С людьми умею, с законами нет. О будущем стараюсь не думать, - даже о завтрашнем дне!...Думаю пробыть здесь еще дней десять… У меня много стихов, есть целый цикл о Блоке.

В Коктебеле было написано стихотворение «И тучи оводов вокруг равнодушных кляч…» из цикла «Стихи к А. Блоку».

22 мая М. Цветаева, С. Эфрон , Аля уехали в Москву.

1917 год; Феодосия

15 мая Анастасия Цветаева с сыновьями Андрюшей и Алёшей уехала в Феодосию.

24 мая Анастасия Цветаева по телеграмме, – скоропостижно скончался её второй муж М. А. Минц – оставив детей у Хрустачёвых (семья художника), уезжает в Москву Вернувшись к детям, переезжает с ними в Коктебель.

18 июля в Коктебеле умирает Алеша Минц, младший сын Анастасии Цветаевой. После похорон она с больным Андрюшей уезжает в Феодосию. Живет, предположительно, по адресу: ул. Карантинная, дом Адамова. Марина Цветаева пишет сестре: «Сделаю всё, чтобы приехать к тебе, м.б. поселюсь тоже с детьми на зиму в Феодосии. Жди меня…Ты должна жить».До августа М.Цветаева оставалась в Москве одна с детьми: С. Эфрон заканчивал школу прапорщиков в Нижнем Новгороде.

9 августа М. Цветаева – М. Волошину (в Коктебель) «…Сереже очень хочется в Феодосию, он говорит, что там есть тяжелая артиллерия. Милый Макс. Если можно – не откладывай. (перевод С. Эфрона на службу в Феодосию)» Я в полном страхе за Серёжину судьбу…В Москве безумно трудно жить. Как бы я хотела перебраться в Феодосию!»

Октябрь. Марина Цветаева в Феодосии. В эти дни Цветаева успевает повидаться с Осипом Мандельштамом, уехавшим в Петроград 11 октября. Из феодосийцев общалась, помимо старых своих знакомых, с начальником торгового порта, учредителем литературно-артистического общества «Киммерика» А. А. Новинским, с начинающей актрисой Фаиной Раневской, врачом и поэтом К. А. Белиловским.

Цветаева становится свидетельницей того, как революционные солдаты громили винные склады: «Это была уже не просто безликая и молчаливая масса, а потерявшая человеческий облик буйная и безудержная толпа, для которой свобода свелась к возможности бесчинствовать…».

16 ноября. «Приезд в бешеную снеговую метель в Коктебель. Седое море. Огромная, почти физически жгучая радость Макса Волошина при виде Серёжи. Огромные белые хлеба». (М. Цветаева «Октябрь в вагоне»).

16 ноября М. Цветаеве (из Коктебеля) – Вере Эфрон (в Москву): «Дорогая Вера! Если есть возможность выехать из Москвы – выезжайте с Алей, Ириной и Любой (няня) в Коктебель. Пра предлагает Вам бесплатно комнату и стол».

17 ноября М. Цветаева ( из Феодосии) – Вере Эфрон (в Москву): «Милая Вера! Вчера я отправила Вам письмо с отходящим поездом. Сегодня сняла здесь, в Феодосии квартиру (2 комнаты и кухня) за 25 р. В Коктебеле с детьми зимовать невозможно…Часть вещей можно отослать по почте, по адресу: Карантинная, дом Адамова, А. И. Трухачёвой».

Так сложилось, что В. Я. Эфрон не смогла привезти Алю и Ирину в Феодосию, и 25 ноября М. И. Цветаева уезжает за детьми в Москву. В. Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой»: «Выбраться из Москвы Цветаева уже не смогла. Исполнилось прощальное пророчество Волошина: «Помни, что теперь будет две страны: Север и Юг»…Она оказалась на Севере, Серёжа, Ася, Волошины – на Юге». Больше в Крыму М. И. Цветаева никогда не бывала. По словам Ариадны Сергеевны Эфрон, Марина Цветаева «Крым…искала везде и всюду – всю жизнь».

Творчество

Сборники стихов

  • 1910 — «Вечерний альбом»
  • 1912 — «Волшебный фонарь», вторая книга стихов, Изд. «Оле-Лукойе», Москва.
  • 1913 — «Из двух книг», Изд. «Оле-Лукойе».
  • «Юношеские стихи», 19131915.
  • 1922 — «Стихи к Блоку» (19161921), Изд. Огоньки, Берлин, Обложка А. Арнштама.
  • 1922 — «Конец Казановы», Изд. Созвездие, Москва. Обложка работы О. С. Соловьевой.
  • 1920 — «Царь-девица»
  • 1921 — «Вёрсты»
  • 1921 — «Лебединый стан»
  • 1922 — «Разлука»
  • 1923 — «Ремесло»
  • 1923 — «Психея. Романтика»
  • 1924 — «Молодец»
  • 1928 — «После России»
  • сборник 1940 года

Поэмы

  • Чародей (1914)
  • На Красном Коне (1921)
  • Поэма Горы (1924, 1939)
  • Поэма Конца (1924)
  • Крысолов (1925)
  • С моря (1926)
  • Попытка комнаты (1926)
  • Поэма Лестницы (1926)
  • Новогоднее (1927)
  • Поэма Воздуха (1927)
  • Красный бычок (1928)
  • Перекоп (1929)
  • Сибирь (1930)
Поэмы-сказки
  • Царь-Девица (1920)
  • Переулочки (1922)
  • Мо́лодец (1922)
Незавершённые
  • Егорушка
  • Несбывшаяся поэма
  • Певица
  • Автобус
  • Поэма о Царской Семье

Драматические произведения

  • Червонный валет (1918)
  • Метель (1918)
  • Фортуна (1918)
  • Приключение (1918-19)
  • Пьеса о Мэри (1919, не завершена)
  • Каменный Ангел (1919)
  • Феникс (1919)
  • Ариадна (1924)
  • Федра (1927)

Эссеистская проза

  • «Живое о живом»
  • «Пленный дух»
  • «Мой Пушкин»
  • «Пушкин и Пугачёв»
  • «Искусство при свете совести»
  • «Поэт и время»
  • «Эпос и лирика современной России»
  • воспоминания об Андрее Белом, Валерии Брюсове, Максимилиане Волошине, Борисе Пастернаке и др.
  • Мемуары
  • «Мать и музыка»
  • «Сказка матери»
  • «История одного посвящения»
  • «Дом у Старого Пимена»
  • «Повесть о Сонечке»

Издания

  • Цветаева М. И. Избранное. / Предисловие, составление и подготовка текста Вл. Орлова — М.: Художественная литература, 1961. — 304 с.
  • Цветаева М. И. Стихотворения. Поэмы / Сост., вступ. ст. А. М. Туркова; Примеч. А. А. Саакянц. — М.: Сов. Россия, 1988. — 416 с. (Поэтическая Россия)
  • Цветаева М. И. Сочинения. В 2 т. / Сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц. — Мн.: Нар. авеста, 1989. (Т. 1.: Стихотворения, Поэмы; Т. 2.: Проза)
  • Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. Е. Б. Коркиной. — Л.: Сов. писатель, 1990. — 800 с. Тираж 150 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье)
  • Цветаева М. И. Стихотворения; Поэмы; Драматические произведения/ Сост., подгот. текста, предисл. Е. Евтушенко; худож. Т. Толстая. — М.: Худож. лит., 1990. — 398 с. (Классики и современники. Поэтич. биб-ка). Тираж 200 000 экз.
  • Цветаева М. И. Собрание сочинений: в 7 т. / Сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц и Л. Мнухина. — М.: Эллис Лак, 1994—1995. (Т. 1.: Стихотворения 1906—1920; Т. 2.: Стихотворения 1921—1941; Т. 3.: Поэмы. Драматические произведения; Т. 4.: Воспоминания. Записи. Интервью; Т. 5.: Автобиографическая проза. Эссе. Критические статьи; Т. 6-7.: Письма 1905—1941)
  • Цветаева М. И. Неизданное. Сводные тетради / Подгот. текста, предисл. и примеч. Е. Б. Коркиной и И. Д. Шевеленко. — М.: Эллис Лак, 1997. — 640 с.

Библиография

  • [Сетевой ресурс: www.stihi-rus.ru/1/Cvetaeva/200.htm Библиография работ о Марине Цветаевой]
  • Антокольский П. Книга Марины Цветаевой // Новый мир, 1966. — N 4;
  • Цветаева А. И. Воспоминания. — М., 1971; (2-е изд. — М.: Сов. писатель, 1983. — 767 с.)
  • Твардовский А. Марина Цветаева. Избранное, в его кн.: О литературе, М., 1973;
  • Эфрон А. Страницы воспоминаний. // Звезда, 1973. — N 3;
  • Эфрон А. Страницы былого // Звезда, 1975. — N 6;
  • Белкина М. И. Скрещение судеб — М.: Книга, 1988. — 464 с.
  • [Сетевой ресурс: novruslit.ru/library/?p=38 Омри Ронен. Часы ученичества Марины Цветаевой // Марина Цветаева 1892—1992. Под ред. С.Ельницкой и Е.Эткинда. Нортфилд, 1992.]
  • Лосская В. Марина Цветаева в жизни (Неизданные воспоминания современников) — М.: Культура и традиции, 1992.
  • Саакянц А. А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество — М.: Эллис Лак, 1997. — 816 с.
  • Марина Цветаева. Фотолетопись жизни поэта — М.: 2000;
  • Полянская М. Брак мой тайный. Марина Цветаева в Берлине — М.: 2001.
  • Кудрова И. Путь комет. Жизнь Марины Цветаевой — СПб: 2002;
  • Цветаева, М. Мне казалось, я иду по звёздам: воспоминания, письма, дневники. М., Текст, 2004.
  • Эфрон Г. Дневники, тт. 1-2 — М.: 2005;
  • Мина Полянская. Флорентийские ночи в Берлине. Цветаева, лето 1922. Москва. «Голос-Пресс», Берлин «Геликон». 2009.
  • Лютова С. Н. Марина Цветаева и Максимилиан Волошин: Эстетика смыслообразования. — М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2004.
  • [Сетевой ресурс: elles.wallst.ru/person/?id=4 Диана Л. Бургин. Мать-природа против амазонок. Марина Цветаева и лесбийская любовь]
  • Эфрон Г. С. Дневники М. Вагриус 2007 978-5-9697-0474-9
  • В. К. Лосская. Марина Цветаева в жизни: Воспоминания современников. М.: ПРОЗАиК, 2011. 384 с., ил., 5000 экз., ISBN 978-5-91631-101-3

Переводы

  • «Стихотворения/Poesias», Veronica Filíppovna (Trans.), [Сетевой ресурс: www.notadotradutor.com/edicoes.html (n.t.) Revista Literária em Tradução], nº 1 (set/2010), Fpolis/Brasil, ISSN 2177-5141

Полянская М. Флорентийские ночи в Берлине. Цветаева, лето 1922. М.2009

Книги художников

  • Сергей Шамшинов (Serge Chamchinov). Бесы, коллекция «Laboratoire du livre d’artiste», 12 экз., Dives-sur-mer, 2010.

Примечания


Ссылки

  • [Сетевой ресурс: berega.crimea.ua/podcast/audiozametka-romanticheskie-istorii-koktebelya Аудиозаметка Майи Ходыревой "Романтические истории Коктебеля"]
  • [Сетевой ресурс: www.mochola.org/russiaabroad/vaneck01.htm Марина Ивановна Цветаева — значительная русская поэтесса начала XX-го века]
  • [Сетевой ресурс: www.stihi-rus.ru/1/Cvetaeva/ Марина Цветаева] в [Сетевой ресурс: www.stihi-rus.ru/page3.htm Антологии русской поэзии]
  • [Сетевой ресурс: cvetaeva.ouc.ru/ Собрание сочинений Марины Цветаевой в Библиотеке поэзии]
  • [Сетевой ресурс: www.litera.ru/stixiya/authors/cvetaeva.html Марина Цветаева] на Стихии
  • [Сетевой ресурс: all-art.org/literature/zvetaeva/index.html Марина Цветаева, «Новогоднее»]
  • [Сетевой ресурс: www.ipmce.su/~tsvet/ «Мир Марины Цветаевой», проект]
  • [Сетевой ресурс: www.geokorolev.ru/cvetaeva/ Мемориальный дом-музей М. И. Цветаевой в Болшево (г. Королёв)]
  • [Сетевой ресурс: www.tsvetayeva.com/ «Наследие Марины Цветаевой», сайт на русском и английском языках]
  • [Сетевой ресурс: imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1154 «Письма Анатолию Штейгеру»]
  • [Сетевой ресурс: imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1142 «Сводные тетради»]
  • [Сетевой ресурс: community.livejournal.com/tsvetaeva «Сообщество, посвященное Марине Цветаевой», сообщество в Живом Журнале]
  • [Сетевой ресурс: www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/5/Tarasov_Third_Kingdom/ Тарасов А. Б. «Третье царство» как попытка моделирования мира «нового» праведничества: А. Платонов и М. Цветаева]
  • [Сетевой ресурс: www.mochola.org/russiaabroad/photoarc/cvetaeva.htm Фотографии Марины Цветаевой]
  • [Сетевой ресурс: lib.ru/POEZIQ/CWETAEWA/ Цветаева, Марина Ивановна] в библиотеке Максима Мошкова
  • [Сетевой ресурс: www.cvetaeva.org.ru/ Цветаева Марина Ивановна — русская поэтесса], проект [Сетевой ресурс: rulib.net Российской Литературной Сети]
  • В. Н. Альфонсов [Сетевой ресурс: novruslit.ru/?p=29 Поэзия Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Бориса Пастернака: программа курса]
  • [Сетевой ресурс: www.rgali.ru/showObject.do?object=10907674 Материалы М. И. Цветаевой в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ)]
  • Ирина Гордеева [Сетевой ресурс: www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=32&article=11639 Елабуга, Цветаева и вечность…]
  • [Сетевой ресурс: bookworm-e-library.blogspot.com/2008/12/marina-tsvetayeva-nine-letters.html Марина Цветаева. Девять писем] Переписка с А. Г. Вишняком // журнал «Октябрь» № 10 1992
  • [Сетевой ресурс: www.stihi.ru/2003/08/07-864 Наталья Воронцова-Юрьева. Две темные луны] (об отношении Цветаевой к своим детям)
  • [Сетевой ресурс: magazines.russ.ru/neva/2006/8/da11.html Екатерина Дайс. Марина и Орфей] (эзотерика в творчестве Марины Цветаевой)
  • [Сетевой ресурс: levi.ru/levioteka/publish/article.php?id_position=70 Молния Цветаева: суть и путь] (биографический очерк о Марине Цветаевой писателя и психолога Владимира Леви)
  • [Сетевой ресурс: subscribe.ru/archive/history.elabuga/200610/08234541.html Воспоминания Лилит Николаевны Козловой]
  • [Сетевой ресурс: listos.jimdo.com/главная/библиотека/ушакова-т-а-стихотворение-марины-цветаевой-откуда-такая-нежность/ Ушакова Т. Стихотворение Марины Цветаевой «Откуда такая нежность?..» в переводах на английский язык: к вопросу о несовпадении культурных приоритетов]
Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.