Щепинский, Аскольд Александрович

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск

Аскольд Александрович Щепинский - археолог, историк, краевед, создатель Музея археологии Крыма, автор путеводителей

кандидат исторических наук
Аскольд Александрович Щепинский
Аскольд Александрович Щепинский.jpg
Период жизни
16 октября 1926  —  21 мая 1997
Место рождения

Симферополь

Места жительства

Симферополь

Род деятельности

археолог, историк, краевед

Место смерти

Симферополь

историк-краевед

Биография

Щепинский родился 16 октября 1926 г. в Симферополе. Родители -были из «бывших»: мать - дворянка, отец - сын потомственного почетного гражданина. Таким людям не было места в советском социуме, и семья жила на грани нищеты. Фашистская оккупация прервала учебу в школе, а когда Крым был освобожден, юношу призвали в действующую армию. Демобилизовавшись в 1945 году, он оказался в очень незавидном положении: человек с пятиклассным образованием, непролетарского происхождения, побывавший в оккупации. Надо было выживать, и Щепинский работал кем придется: пчеловодом, заведующим красным уголком в колхозе, сборщиком коллекций фабрики “Природа и школа”.

Среди людей Аскольд чувствовал себя обездоленным и находил утешение только в общении с природой, - благо, работа сборщика коллекций требовала поиска. Целыми днями бродил он по долинам Крымского Предгорья. Здесь и были сделаны первые археологические находки.

Щепинский принес свои сборы в Крымский филиал Института археологии АН Украины. Глава этого научного учреждения, выдающийся археолог и искусствовед Павел Николаевич Шульц сразу увидел в молодом краеведе задатки ученого-полевика и пригласил его участвовать в работе Тавро-Скифской экспедиции.

С 1946 по 1977 г. Аскольд Александрович принимал участие во всех полевых сезонах экспедиции. Он всегда с благодарностью говорил о П.Н. Шульце как о своем учителе.

В штат Крымского филиала Института археологии АН СССР Щепинский был зачислен в 1954 г. и прослужил в отделе античной и средневековой археологии без малого 40 лет. За это время он обнаружил в Крыму около 800 памятников археологии. Многие из них исследовал.

Блестящей страницей в научной биографии Щепинского стали раскопки в 1957 году кургана Кеми-оба (недалеко от села Дозорное в Белогорском районе). В результате исследования захоронений ученый выделил новую археологическую культуру бронзового века. Кемиобинцы в III тыс. до н. э. населяли территорию между горным и равнинным Крымом.

Интересные результаты принесли исследования Красной пещеры в составе Комплексной карстовой экспедиции АН СССР (1958-1960 годы). Теперь в привходовой части пещеры турист может увидеть святилище бронзового века, реконструированное предприятием «Кизил-коба». Этот экскурсионный объект - своеобразный памятник Аскольду Щепинскому, первооткрывателю удивительного памятника кизил-кобинской культуры, процветавшей здесь 2,5 тысячи лет назад.

С 1967 по 1981 г. ученый возглавлял масштабную Северо-Крымскую экспедицию, работавшую в зоне строительства Северо-Крымского канала. Им были исследованы десятки курганов эпохи бронзы и раннего железного века. Сенсацию принес 1974 год, когда в результате раскопок Ногайчинского кургана (рядом с селом Червонным в Нижнегорском районе Крыма) Щепинский обнаружил неразграбленное захоронение сарматской царицы (статья Щепинского “Диадема царицы Амаги”), жившей в I веке до н. э., с множеством (более 2 кг!) уникальных золотых изделий тончайшей работы. Ныне их можно увидеть в Музее исторических драгоценностей Украины в Киеве.

У него был трудный характер, обусловленный и происхождением, и войной, и социальным статусом… Будучи уже известным археологом, автором десятков статей, Щепинский числился то препаратором, то лаборантом. Нередко Аскольд Александрович сталкивался с неуважительным отношением к себе со стороны некоторых коллег. Только в 1964 г. он завершил среднее образование, а в 45 лет закончил исторический факультет Крымского педагогического института. Но спустя четыре года Щепинский успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Энеолит Крыма». Им была подготовлена и докторская диссертация на тему «Кеми-обинская культура», но защитить ее не удалось.

Понимая, что помогать ему некому (особенно после отъезда П.Н. Шульца из Крыма), Щепинский часто замыкался в себе, занимал отчужденную, настороженную позицию. Он не был создан для городской обстановки, но в поле преображался и проявлял свои лучшие черты. Не все это понимали, и мало кто помогал ему уйти в любимое дело.

В 1991 году Щепинский вышел на пенсию и с тех пор все время отдавал систематизации накопленных коллекций и новым поискам. «Мы ходили в разведочные маршруты со Щепинским и в 1952, и в 1992 годах, - рассказывают известные археологи А.Д. Столяр (Санкт-Петербургский государственный университет), А.А. Формозов (Институт археологии РАН, Москва). - За полвека он не изменился: тот же полнейший аскетизм в еде и одежде, те же одержимость, целеустремленность, наблюдательность».

На излете своей жизни Щепинский всерьез заинтересовался такой экзотической темой, как палеоконтакты. В 1993 году газета «Известия» опубликовала его заметку об изображении «великого марсианского бога», обнаруженным им в Бахчисарайском районе. Щепинский провёл аналогию между крымским «космонавтом» и наскальными рисунками, найденными в пустыне Сахара, на Тассилийском плато.

Много сил отдавал Щепинский литературной и общественной деятельности. Литературное наследие ученого - около 100 публикаций. Среди них – монография “Северное Присивашье в V - I тысячелетиях до н.э.” (в соавторстве с Е.Н. Черепановой, 1969), научно-популярные книги «Во тьме веков» (1966), “Там, где пройдет Северо-Крымский” (1966), «Степные курганы» (1972), «Красные пещеры» (1983, 1987), «Кизил-коба» (1993), многочисленные статьи в научных сборниках и специализированных журналах.

В Крымском от делении Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры под руководством Щепинского активно работала секция охраны памятников археологии. Члены секции в 1969—1979 годах поставили на учет 722 памятника, составив на них паспорта и схемы расположения.

В 1993 г. Аскольд Александрович был избран депутатом Верховного совета Крыма.

Музей археологии Крыма

Замечательным детищем Щепинского был созданный им в 1973 году Музей археологии Крыма (МАК). Власти Симферополя пошли навстречу ученому, выделили подвальное помещение в одной из новостроек на ул 60 лет Октября. Все, кто побывал в музее Щепинского, поражались богатству собрания. Многие экспонаты могли бы украсить столичные музеи. Музей археологии Крыма вел активную исследовательскую деятельность. Менгир в балке Богаз-сала, «космонавт» на Бурун-кая, расписной таврский ящик на Долгоруковском плато, наскальные изображения и культовый камень в Алимовой балке. Информация об этих и многих других объектах, ныне экзотических достопримечательностях, весьма почитаемых туристами, впервые был озвучена на заседаниях совета МАКа. Через несколько лет плодотворной работы МАК заслуженно получил звание Народного музея, что было высшей оценкой для экспозиций такого рода.

Судьба музея оказалась печальна. 21 мая 1997 г. после тяжкой болезни Аскольд Александрович ушел из жизни. Вскоре коллекции МАКа были перевезены в фонды Центрального музея Тавриды (жемчужина собрания Щепинского, антропоморфная стела – шедевр искусства бронзового века – ныне украшает вестибюль музея). Кое-какие экспонаты можно увидеть в Музее мелиорации Рескомводхоза Крыма.

Сейчас мало кто помнит, что в период расцвета Музея археологии Щепинский сформировал две экспозиции: в помещении хранились хрупкие артефакты, а во дворе ученый оформил прекрасную выставку «неподъемных» мегалитов. По сей день напротив бывшего музея валяются несколько антропоморфных стел, возвышается погребальная камера и кромлех кургана (возле него даже сохранились остатки охранного знака!)… Какие-то добрые люди безуспешно пытаются защитить от осквернения эти никому, похоже, не нужные реликвии «детства человечества».



Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.