Сурб Хач (монастырь) — различия между версиями

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск
м (1 версия)
(История)
Строка 31: Строка 31:
  
 
== История ==
 
== История ==
poem
+
<poem>
 
::::Лес высокий и тенистый,
 
::::Лес высокий и тенистый,
 
::::Всюду горы и пустырь.
 
::::Всюду горы и пустырь.
Строка 42: Строка 42:
 
::::...
 
::::...
 
::::Сурп-Хач.
 
::::Сурп-Хач.
/poem Раннее стихотворение [[Волошин, Максимилиан Александрович|Максимилиана Волошина]]
+
</poem> Раннее стихотворение [[Волошин, Максимилиан Александрович|Максимилиана Волошина]]
  
 
Основание монастыря и устройство в нем Епархиального престола [[Армянская апостольская церковь|Армянской Апостольской Церкви]] относится к середине [[XIV век]]а. Исследователи связывают это событие с массовой миграцией армянского населения из коренной Армении в Крым и религиозной политикой [[Генуэзские колонии в Северном Причерноморье|генуэзцев]], направленной на окатоличивание подданных Генуэзской [[Газария|Газарии]], из которых [[армяне]] составляли значительную часть. По замечанию академика [[Микаелян|В. А. Микаеляна]], «армяне в знак пассивной борьбы уходили из Каффы к своим соотечественникам в другие части Крыма. Вероятно, это вызвало необходимость основания в тот период ... монастыря Сурб Хач».
 
Основание монастыря и устройство в нем Епархиального престола [[Армянская апостольская церковь|Армянской Апостольской Церкви]] относится к середине [[XIV век]]а. Исследователи связывают это событие с массовой миграцией армянского населения из коренной Армении в Крым и религиозной политикой [[Генуэзские колонии в Северном Причерноморье|генуэзцев]], направленной на окатоличивание подданных Генуэзской [[Газария|Газарии]], из которых [[армяне]] составляли значительную часть. По замечанию академика [[Микаелян|В. А. Микаеляна]], «армяне в знак пассивной борьбы уходили из Каффы к своим соотечественникам в другие части Крыма. Вероятно, это вызвало необходимость основания в тот период ... монастыря Сурб Хач».

Версия 15:37, 28 апреля 2009

Статус

Действующий монастырь

Местоположение

г. Старый Крым, Кировский район

Основные даты
Первое упоминание

середина XIV века

Состояние

период востановления и реконструкции

45°00′06″ с. ш. 35°03′40″ в. д. / 45.001667° с. ш. 35.061111° в. д. (G) (O)

Монастырский комплекс Сурб-Хач – памятник национального значения Украины, состоит на государственном учете с 1963 года refПостановление Совета Министров УССР от 24.08.1963 г. № 970; Государственный реестр национального культурного наследия (памятники градостроительства и архитектуры Украины), утвержденный приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 02.06.1999г. № 128, номера по реестру 542-546. Охранная зона монастыря утверждена решением Крымского облисполкома от 22.05.1979 г. № 284./ref Расположен в лесистой долине северо-западного склона горы Грыця (Святого Креста, Святая, Монастырская), в 3,5 км к юго-западу от города Старый Крым Кировского района Крыма.ref name=elenaЕлена Скрябина Сурб-Хач: легенды и были/ref

История

Лес высокий и тенистый,
Всюду горы и пустырь.
Что такое? Стены зданья!
А! Так вот он, монастырь!
Что ж однако? Где же люди?
Вкруг все тихо. Лишь журча,
В арке белого фонтана
Льется светлая струя...
...
Сурп-Хач.

Раннее стихотворение Максимилиана Волошина

Основание монастыря и устройство в нем Епархиального престола Армянской Апостольской Церкви относится к середине XIV века. Исследователи связывают это событие с массовой миграцией армянского населения из коренной Армении в Крым и религиозной политикой генуэзцев, направленной на окатоличивание подданных Генуэзской Газарии, из которых армяне составляли значительную часть. По замечанию академика В. А. Микаеляна, «армяне в знак пассивной борьбы уходили из Каффы к своим соотечественникам в другие части Крыма. Вероятно, это вызвало необходимость основания в тот период ... монастыря Сурб Хач».

Хачкар у входа в церковь Сурб-Ншан монастыря Сурб-Хач.jpg
Купол церкви Сурб-Ншан монастыря Сурб-Хач.jpg

Турецкое вторжение 1475 года не прервало духовной и культурно-просветительской деятельности обители. В XVII-XVIII века обитель неоднократно перестраивается, что наиболее полно отражено в строительных надписях, сохранившихся на стенах зданий монастыря. Обитель становится одним из основных центров паломничества Армянской Церкви в Крыму и в Северном Причерноморье. В середине XVIII века границы епархии, с центром в монастыре, доходят до Молдавии и Балканского полуострова. В 1778 году духовенство оставляет монастырь и во главе паствы переселяется из Крыма на Нижний Дон (см. Нахичеван-на-Дону).

В конце XVIII века усилиями духовенства Армянской Церкви монастырь возрождается. Хотя епархиальный престол в монастыре Сурб-Хач возобновлен не был, обитель традиционно сохраняет значение крупнейшего духовного центра крымских армян. Вплоть до начала XX века в монастыре неоднократно проводятся восстановительные работы. До революции 1917 года монастырь владел обширными наделами земли в горных и степных частях полуострова, в общей сложности более 4000 десятин.

В 1925 году постановлением Советской власти монастырь Сурб-Хач, как духовное учреждение, ликвидируется. После закрытия монастыря здания обители были переданы в ведение Крым Охриса и на его территории вплоть до Великой Отечественной войны, располагался пионерский лагерь. В военные годы строения монастыря серьезно пострадали от боевых действий и разграбления. В послевоенный период здания монастыря были заброшены и, несмотря на проведение некоторых восстановительных работ, активно разрушались. В конце 80-х - 90 годы XX столетия в обители проводились реставрационные работы. В 1994 году в храме Сурб Ншан были возобновлены богослужения. В 2002 году постановлением СМ АРК монастырь возращен Армянской Апостольской Церкви.

Архитектура монастыря

Комплекс строений монастыря включает:

  1. Церковь Сурб-Ншан (св. Знамения), 1358 год.ref name=sudakМонастырь Сурб-Хач/ref
  1. Трапезная монастыря, XVIII в., с достроенным в конце XIX в. вторым этажом;
  1. Кельи (братский корпус), 1694 год;
  1. Два фонтана и лестницы в монастырском саду, XVIII -XIX вв.

Церковь Сурб-Ншан

Восточная стена церкви Сурб-Ншан монастыря Сурб-Хач.jpg

Церковь Сурб-Ншан (св. Знамения) - центральная постройка монастыря, располагается в его восточной части и выступает за монастырскую ограду. Датируется сооружение храма 1358 годом по стихотворной надписи, выполненной на верхней части барабана купола церкви. Надпись гласит: «Сей божественный храм славы, на земле - рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованнеса инока и родных братьев его и по духу сынов...». В храме сохранились остатки средневековых росписей.

Со стороны главного фасада к зданию храма примыкает прямоугольный в плане гавит (притвор). В гавит вели два входа в южной и западной стенах. Над юго-западным углом гавита воздвигнута башня-колокольня, в нее из гавита ведет каменная лестница. Интерьер гавита украшен резными крестами. Вероятно, гавит был пристроен к храму не позже конца XIV века, самая ранняя сохранившаяся надпись в гавите датирована 1401 года.

Трапезная монастыря

Трапезная расположена к западу от храма, их разделяет внутренний монастырский двор. Под зданием трапезной были устроены подвальные помещения. Собственно трапезную составляли два зала прямоугольной в плане формы. В северном зале помещения устроены камин с арочной перемычкой и печь. Из южного зала в подвальные помещения вела двухмаршевая лестница, устроенная в северо-западном углу. Второй этаж над трапезной предназначался для гостиничных помещений, он был надстроен в конце XIX века.

В северном зале трапезной имеется плита с надписью: «Я, Саркис-повар, племянник вардапета Киракоса, служил святому кресту четыре года ради спасения души своей, года 1211 (1762 г.)». Северная сторона здания снаружи укреплена мощными контрфорсами. К южной стене примыкает привратницкая, между ней и кельями вход в монастырь с двумя дверными проемами. Над одним из проемов была надпись, датирующая эту часть монастыря 1684 годом. С севера внутренний дворик между трапезной и храмом замкнут стеной. В нем, справа от входа в келейный дворик, под лестницей, ведущей на второй этаж трапезной, расположен фонтан.

Братский корпус

Кельи (братский корпус) и внутренний дворик примыкают к южному фасаду церкви и гавита. Попасть в келейный дворик можно из внутреннего монастырского двора и из гавита. Над входом в келейный дворик сохранилась надпись: «С помощью божьей сия стена со всеми ее постройками, с этими прекрасными верхними и нижними кельями сооружена во славу святого Креста в 1143 г. (1694 г.). Пусть это будет памятью архиепископа Акопа...».

Вход во дворик с келиями с западной стороны церкви Сурб-Ншан монастыря Сурб-Хач.jpg
Здание братского корпуса г-образное в плане, двухэтажное. На первом этаже было восемь помещений, перекрытых полуциркульным сводами. Кельи второго этажа имели выход на открытый балкон-галерею на уровне междуэтажного перекрытия, который опирался на деревянные колонки, от них в вымостке двора сохранились каменные базы. Ко входу на балкон-галерею сначала подводила лестница с восточного края двора, а позднее был устроен вход также с площадки лестницы, ведущей в гостиницу над трапезной.

Отдельно к югу от братского корпуса расположено одноэтажное каменное здание монастырской гостиницы. Оно было построено во второй половине XIX века, когда, в связи с оживлением духовно-просветительской деятельности монастыря, возросло число посещавших его богомольцев. К западу от гостиницы была сооружена подпорная стена, под которой располагалась просторная площадка для гужевого транспорта. Здание гостиницы было разрушено в 40-х годах XX века и воссоздано на сохранившихся фундаментах в 80-х годах XX столетия.

Фонтаны и сад

Два фонтана и лестница, ведущая к ним, находятся на территории сада к юго-западу от монастырского комплекса. Все фонтаны были построены по единому принципу - это прямоугольное в плане сооружение с декорированным фасадом и глухими стенами, с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем-цистерной. Вода к фонтанам подводилась по водопроводам, сложенным из керамических труб, из расположенных выше по склону источников воды. Сад монастыря был заложен несколькими террасами на пологом горном склоне. От трапезной, с уровня внешнего открытого двора монастыря, в сад, к нижнему фонтану вела пятимаршевая лестница. В этой части усадьбы сохранились четыре террасы с подпорными стенами из бутового камня. Полотно участка дороги вблизи от монастыря и открытый двор комплекса были замощены бутовым камнем.

Памятник архитектуры

Монастырь Сурб-Хач является единственным сохранившимся монастырским комплексом Армянской Апостольской Церкви XIV-XIX веков на территории Украины.

См.также

Примечания


uk:Сурб-Хач


Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.