Калафати, Василий Павлович

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск
композитор
Василий Павлович Калафати
Василий Павлович Калафати.jpg
Период жизни
10 февраля 1869  —  20 марта 1942
Место рождения

Евпатория

Василий Павлович Калафати (10 февраля 1869, Евпатория — 20 марта (по другим сведениям, 30 января) 1942, Ленинград) — русский и советский композитор и музыкальный педагог.

Биография

Василий Павлович Калафати родился в Евпатории 29 января (10 февраля) 1869 года в семье греков-переселенцев. К сожалению, не сохранилось никаких сведений когда, при каких обстоятельствах и откуда семья Калафати переехала в Россию и обосновалась в Евпатории. Согласно рукописной анкете, заполненной в 1936 г. Василием Калафати, его отец, Павел Калафати, был выходцем из мещанского сословия, служащим (учителем). Чтобы выжить в 30-е годы происхождение должно было соответствовать эпохе… Из ранних документов в семейном архиве сохранился только паспорт, выданный 29 ноября 1898 г. в г. Евпатории Таврической губернии Василию Павловичу Калафати, мещанину, греку православного вероисповедания. Девичья фамилия его матери - Хрисикопуло. Как было принято в те времена, она занималась домом и детьми. Семья была большая – двенадцать детей. Судьбы их, к сожалению, не известны. Достоверно известно только, то что его брат, Дмитрий Павлович Калафати, был социал-демократом и остался в российской истории как участник проходившего в 1902 году в Брюсселе Второго съезда Российской социал-демократической партии.

О его родственниках по линии матери имеются сведения в «Справочной книжке о городе Евпатории за 1897 год», где упоминается купец Г.И. Хрисанопуло, имеющий в заливе Бокал (в 70 верстах от Евпатории) собственный рыбный завод. Справочник начала ХХ века сообщает, что в доме городского головы С.Э.Дувана по ул. Соборной (ныне ул. Тучина) располагалась нотариальная контора А.В. Хрисонопуло.

В Государственном архиве Автономной республики Крым хранится документ, гласящий: «…домовладелец Николай Калафати до 13 марта 1900 года должен устроить тротуар на южной стороне Вашего здания, находящегося против пристани, рядом с домом Панайотова». Дом грека, купца Афанасия Федоровича Панайотова, был построен в 1899 году на главной улице города – Лазаревской (ныне ул. Революции) напротив пристани РОПиТ (Российского общества пароходства и торговли). Двухэтажное здание оригинальной архитектуры, украшенное изящной лепкой с морской символикой, с 1984 г. является памятником архитектуры. К восточному фасаду ранее примыкали одноэтажные торговые ряды, а к западному – одноэтажное здание, использовавшееся под магазины. С 1890 года братья Павел и Николай Калафати получают разрешение на содержание здесь трактира. И по вполне понятным причинам Василий Калафати в советское время никогда не упоминал о роде деятельности своих родных в Евпатории.

Жила семья Калафати в достатке, большое внимание родители уделяли образованию детей, поэтому Василия отдали учиться в гимназию. Мужская прогимназия в Евпатории была открыта 14 сентября 1876 г. Вначале она не имела собственного здания и располагалась в арендуемом помещении на улице Лазаревской (ныне - ул. Революции, 52). Первоначально в евпаторийской гимназии преподавался неполный гимназический курс, были открыты только первые три класса и один подготовительный. Такой вид учебного заведения именовался в России прогимназией. Согласно Положению от 1864 года прогимназии были самостоятельными учебными заведениями. С 1866 года прогимназии получили право экзаменовать выпускников на звание приходского учителя и на первый классный чин. Учебная программа прогимназии полностью соответствовала преподаванию в начальных классах гимназии и давала возможность продолжать образование в полной гимназии - Симферопольской или любой другой[1].

В гимназические годы проявились способности юноши к музыке. В своей автобиографии Василий Калафати писал:

« ...В гимназии пел в хоре и часто заменял преподавателя пения во время его отсутствия, а на уроках пения аккомпанировал хору на фортепиано или на гармониуме». »

По окончании гимназии ему посчастливилось попасть к великолепному учителю – Густаву Карловичу Лео, под руководством которого он несколько лет занимался «…очень усердно фортепианной игрой и сочинением музыки». Уже в 18 лет Василий Павлович сочинил свои первые произведения для фортепиано, а также «Дуэт для двух скрипок», которые, к сожалению, не сохранились.

Лео Густав Карлович - выпускник Лейпцигской консерватории, прекрасный пианист и композитор, теоретик музыки и преподаватель Петербургской консерватории. Состояние здоровья было причиной его переезда в Евпаторию, где он продолжал заниматься музыкой и преподавательской деятельностью, передав свою любовь к музыке и знания способному ученику.
«За три года занятий с ним, - вспоминал Василий Калафати, - я приобрел довольно значительную фортепианную технику, знакомство с музыкальной литературой, главным образом, немецких композиторов и научился довольно складно сочинять». Впоследствии заполняя в анкете графу о начале научной, педагогической и творческой работы он писал: «…педагогической приблизительно с 1892 года, творческой с 1890 года».

Годы подготовки дали свои результаты – в 1892 году Василий Калафати переезжает на постоянное место жительства в Петербург и поступает в Петербургскую консерваторию по классу теории композиции.

В 1899 году окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции у Николая Римского-Корсакова. С 1906 по 1929 преподавал в консерватории полифонию (с 1913 — профессор), среди его учеников — Борис Асафьев, Хейно Эллер, Владимир Щербачёв, |Мария Юдина, Владимир Цыбин, Романос Меликян, Дмитрий Шостакович и многие другие. В советское время композитор продолжал вести активную музыкально-просветительскую и педагогическую деятельность, умер во время блокады Ленинграда зимой 1942 года.

Сын композитора, Анатолий, последовавший по стопам своего отца, сохранил его архив, впоследствии попавший в одну из антикварных лавок на Монастираки в Афинах, откуда он был выкуплен Музыкальной студией факультета музыкального образования Ионического университета и перевезён на остров Керкира.

Творчество

Стиль Калафати перекликается с сочинениями Римского-Корсакова и композиторов Беляевского кружка. Среди его сочинений наиболее известна симфоническая поэма «Легенда», написанная в память о Франце Шуберте и получившая премию на Международном шубертовском конкурсе, проводившемся в Вене в 1928. Калафати также создал фортепианные переложения оркестровых пьес Анатолия Лядова, Второй симфонии Скрябина и других сочинений. Под его редакцией в Петербурге в 1911 году вышел в печать словарь-справочник «Спутник музыканта», ставший одним из наиболее популярных в своё время изданий подобного рода в России.

В 1936 году Калафати вспоминает о своём греческом происхождении и включает «Самьотиссу» в произведение для двух мужских голосов, сопровождаемое игрой на фортепиано.

Основные сочинения

  • Опера «Цыганы» (по Пушкину, 1941)
  • «Реве та стогне», музыкальная картина для хора и оркестра (около 1917)
Оркестровые сочинения
  • Фантазия-увертюра
  • Полонез
  • Симфония a-moll
  • «Звёзды Кремля», марш для духового оркестра
Камерные сочинения
  • Октет для фортепиано и струнных
  • Фортепианный квинтет
  • Два струнных квартета
  • Две фортепианных сонаты
  • Романсы, хоры, обработки народных песен

Библиография

  • Мусин И. А. Уроки жизни. — СПб.: Просветительско-издательское объединение ДЕАН+АДИАМ, 1995.

Примечания



Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.