Мангуп-Кале (экскурсия)

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск

После гибели Эски-Кермена центром юго-западной Таврики стал Мангуп — самый большой по площади средневековый город в этой части полуострова. Дорога к нему ведет через село Красный Мак. Отсюда по Каралезской долине едьте к селу Залесному. К югу от него — узкое ущелье Ураус-Дере. За Залесным от ущелья отходит небольшая долина; в нее ответвляется проселочная дорога, на которую и надо свернуть.

Над этой долиной с юга господствует гора Мангуп, которая возвышается над окружающей местностью более чем на 200 метров. К северу выступают четыре величественных скалистых мыса: западный называется Чамну-Бурун (Сосновый мыс), рядом с ним — Чуфут-Чеарган-Бурун (мыс Вызова евреев), следующий — Елли-Бурун (мыс Ветров) и восточный — Тешкли-Бурун (Дырявый мыс). На конце последнего хорошо видно из долины сквозное отверстие, которое образовалось после разрушения пещеры. Очевидно, поэтому мыс и назван Дырявым.

Величественный Мангуп прекрасен во все времена года — весной, когда деревья в цвету, а склоны покрываются молодой травой и душистыми полевыми цветами; осенью, когда пестрые краски лиственного леса в сочетании с зеленью хвои образуют великолепную цветовую гамму. В конце лета и погожие дни золотой осени Мангуп привлекает к себе не только любителей природы, старины, но и сборщиков диких плодов и ягод, орехов и грибов. Красив Мангуп и зимой, когда его вершина и склоны покрыты снегом.

На плато Мангупа можно попасть несколькими путями. Но лучше всего добираться сюда по древней колесной дороге, которая выводит на плато с восточной стороны, у подножия Тешкли-Бурун. Она хотя и длиннее, но живописна и не столь крута, как другие. По ней можно проехать на автомашине, довольно удобная она для пешеходов.

По долине идите между зарослей деревьев и кустарников к востоку, оставляя Мангуп справа. В открытом поле сверните на юг. На небольшой лесной полянке — развилка, но надо идти по основной дороге прямо и далее по лесной чаще до перевала. Здесь снова развилка, свернуть надо вправо. Вскоре увидите восточные обрывы мыса Тешкли-Бурун.

Поднимаясь все выше и выше, дорога приведет к подножию скалистого выступа мыса и, обогнув его, к главным крепостным воротам.

А если свернуть с дороги налево у того места, где она сворачивает на север вдоль мыса Тешкли-Бурун, и идти вверх к восточному подножию плато, потом — вдоль обрыва на запад, в одной из естественных пещер начинается лестница, вырубленная в скале. Она ведет в верхний грот, из которого можно попасть в пещерную церковь. На ее стенах сохранились остатки фресковой росписи XIV—XV веков. Напротив церкви — пещерные кельи для монахов и хозяйственные помещения монастыря.

После осмотра монастыря вернитесь на дорогу, ведущую на плато.

У исследователей Мангупа нет единого мнения о времени его возникновения. Одни считают, что город построен в VI веке и тогда же стал центром юго-западной Таврики, ее главной крепостью. Другие относят его возникновение к X—XI векам и связывают это событие с разрушением укреплений Эски-Кермена хазарами.

Раскопки последнего времени показали, что уже в первые века нашей эры на плато Мангупа в районе мыса Чуфут-Чеарган-Бурун существовало поселение. В V—VI веках возникла небольшая крепость на мысе Тешкли-Бурун. В XI веке началось строительство большого города, занявшего со временем почти всю территорию плато.

Дошедшие до нас остатки оборонительных сооружений относятся к более позднему времени — к XIV—XV векам. Стены с башнями и полубашнями опоясывали все плато с севера, запада и частично с юга. Их не было только там, где обрыв скалы достигал нескольких десятков метров,

Надписи на камнях, связанные со строительством крепостных стен, а также письменные источники говорят о том, что в ХШ— XV веках город именовался Феодоро. В русских и западноевропейских источниках его называют Мангупом. Владели городом, как предполагают, с XV века князья из армянского рода Гаврасов, видных византийских деятелей, правивших ранее в Трапезунде. Генуэзцы именовали их «господами Феодоро», русские — мангупскими князьями, а княжество — Мангупским. Территория, которую занимало княжество, в западноевропейских документах часто называлась «Готией».

Время возникновения княжества точно не установлено, но, безусловно, оно существовало до татарского нашествия и было одним из самых больших в юго-западном Крыму. Его границы на северо-востоке доходили до реки Качи, на западе — до земель Херсонеса, а на юге княжеству до появления генуэзцев, принадлежало, по-видимому, все побережье от Алушты до Балаклавы.

Население княжества состояло из огрсченных потомков тавров, скифов, сарматов, аланов; были также греки и караимы, армяне и татары, принявшие христианство.

Занимались в основном полеводством, огородничеством, садоводством, виноградарством и виноделием, скотоводством. Жители прибрежных районов — рыболовством, горожане — ремесленным производством: гончарным, кожевенным и другими.

Когда золотоордынский темник Ногай в 1299 году разгромил города юго-западной Таврики, Мангуп уцелел. Княжество Феодоро не погибло и в 1399 году, когда полчища хана Едигея огнем и мечом прошли снова по этому краю, разрушили и сожгли многие города и селения, в том числе Херсонес.

Правда, Мангупское княжество потеряло часть территории, на которой обосновались татары. А генуэзцы захватили некоторые приморские владения, включая район нынешней Балаклавы, где построили крепость Чембало. И все же княжество сохранило ) свою независимость и еще долго оставалось довольно сильным. В XIV—XV веках оно играло заметную роль не только в истории Крыма. Письменные источники упоминают о связях княжества с Москвою, Валахией (Молдавией). Это была политическая сила, с которой считались не только генуэзцы, но и татары.

История мангупских правителей изучена недостаточно. Первым из наиболее известных князей был Алексей, который именовал себя «господином и владыкою Феодоро и Поморья». Он правил до 1434 года. При нем велось интенсивное крепостное, дворцовое и церковное строительство. Росла внешняя торговля, построили собственный порт Авлиту недалеко от устья реки Черной, впадающей в Северную бухту Севастополя. В 1427 году для его защиты была перестроена крепость Каламита. Скоро Каламитский порт стал главным в юго-западном Крыму. Это чувствительно ударило по торговым интересам генуэзцев и закончилось вооруженным столкновением.

Энергичного князя Алексея, вступившего в открытую борьбу с итальянцами, поддерживал хан Хаджи-Гирей, который, однако, стремился извлечь свои политические выгоды.

В 1433 году Алексей предъявил консулу Кафы Батисте де Фаранри свои претензии на Чембало и, не дождавшись ответа, направил в крепость под видом купцов своих лазутчиков, а затем и войска. Местные рыбаки, недовольные установленными генуэзцами порядками, поддержали мангупские войска. Солдаты генуэзского гарнизона бежали в Кафу (Феодосию). Крепость перешла во владение Мангупского княжества.

Действия князя Алексея вызвали переполох в Генуе. Чтобы восстановить свой престиж и вернуть утраченную крепость, итальянцы отправили к берегам Таврики эскадру из двадцати галер и шести тысяч отборных воинов под командованием Карла Ломеллино.

В июне 1434 года эскадра появилась у Чембало. После недолгой осады генуэзцы ворвались в крепость, истребили ее защитников и многих горожан. Сына князя Алексея и его приближенных, попавших в плен, заковали в кандалы и отправили в Геную. Каламита была сожжена.

После генуэзцы отправились в Кафу по суше и по морю, повсюду чиня разбой. Ломеллино пошел на Солхат (Старый Крым), решив проучить и татар, но был наголову разбит Хаджи-Гиреем и бежал в Кафу. Генуэзцы запросили у татар мира, который и был подписан в Солхате.

Вскоре после этих событий Алексей скончался, и княжеством управляли его сыновья — Алексей, которому генуэзцы вернули свободу, Олубей и Исаак (в русских источниках — Исайко). 
       

Была восстановлена Каламита, процветала торговля, успешно конкурируя с итальянцами. Почти четыре десятилетия их политика оставалась неизменной.

Однако при князе Исааке политическая ориентация стала иной. Генуэзцы начали искать союза с мангупским правителем. Исаак посетил Кафу, где, по-видимому, заключил мирное соглашение с итальянцами.

Княжество Феодоро в этот период имело важное политическое значение в Северном Причерноморье. С мангупскими князьями не только считались, но и стремились породниться правители соседних стран. Сваю дочь Исаак выдал замуж за Стефана III, государя Валахии. Московский великий князь Иван III намеревался женить сына на другой дочери Исаака. Предварительные переговоры вел русский посол Н.В. Беклемишев, боярин А.И. Старков должен был посетить Мангуп, передать Исааку подарки, начать переговоры о сватовстве.

Однако весной 1475 года Исаак умер, и власть, видимо, захватил один из сыновей Олубея.

Старший сын Исаака Александр в это время гостил у своей сестры в Молдавии. Узнав о смерти отца, вернулся в Крым с отрядом валахов (молдаван) в 300 человек, который дал ему в помощь Стефан III. Александр высадился в бухте Ласпи и, прибыв в Мангуп, вступил на престол.

Но через несколько дней турецкий десант высадился у Кафы, и она пала. Вслед за нею были захвачены и другие генуэзские колонии в Крыму.

Турецкая армия подошла к Мангупу в июле 1475 года. Почти шесть месяцев длилась осада, пять раз противник штурмовал крепость, но так и не смог ее взять. Только в декабре голод заставил защитников Мангупа сложить оружие. Турки разграбили город, большинство зданий сожгли или разрушили, многих жителей, в том числе и членов семьи князя, увели в плен. Александр был казнен.

Мангуп и все земли княжества были объявлены собственностью султана. Здесь до XVIII века стоял турецкий гарнизон.

Жизнь в городе постепенно угасала. Посетивший Мангуп Мартин Броневский писал: «Теперь там остались только греческая церковь святых Константина и Елены и другая, святого Георгия, совершенно ничтожные. Там живет один греческий священник да несколько евреев и турок: прочее все приведено в ужасное разорение».

Когда турки, потерпев поражение в войне с Россией, ушли с полуострова, крепостью недолго завладели татары. После присоединения Крыма к России Мангуп покинули последние его обитатели.

Так прекратил свое существование большой средневековый город Мангуп.

Осмотр Мангупа начинайте с главных крепостных ворот, находившихся на западной стороне мыса Тешкли-Бурун, которые к сожалению, почти не сохранились. Справа от них начиналась оборонительная стена. Участки ее у самых ворот, сложенные из крупных, хорошо отесанных камней, относятся к раннему средневековью. От ворот стена шла на запад, защищая верховье балки Капу-Дере. Видимые ее остатки относятся к XIV—XV векам.

Пройдя вдоль стены, сверните на тропинку, ведущую на мыс Тешкли-Бурун. Там было самое неприступное место Мангупа, его цитадель. Высокая оборонительная стена пересекала мыс с запада на восток, у ворот возвышалось двухэтажное здание, имевшее с наружной стороны вид мощного укрепления. Внутренний фасад его с широкими окнами и орнаментированными наличниками носит скорее дворцовый, нежели боевой характер. Здесь, возможно, была укрепленная резиденция мангупских князей.

Цитадель возникла, как полагают, в V—VI веках, перестраивалась в Х веке. Последний раз оборонительные сооружения ремонтировали турки в конце XV века. Они использовали цитадель совместно с татарами. М. Броневский писал, что сюда «по варварской ярости ханов иногда ввергаются московские послы и... жестоко содержаться». На Мангупе в 1569 году был заключен под стражу русский посол Афанасий Нагой с товарищами, с 1572 по 1577 г. томился в плену Василий Грязной.

Цитадель разрушилась от времени, но и сейчас эти развалины поражают своим гордым величием.

Внутри цитадели, недалеко от ворот,— остатки небольшой восьмигранной церкви с апсидой, построенной около VIII века. Вероятно, это была княжеская капелла.

У оконечности мыса расположен пещерный комплекс Барабан-Коба. Вдоль восточного обрыва — пещерные казематы с амбразурами, связанные между собой переходами. У самого обрыва — небольшая церковь, целиком вырубленная в скале. С плато в нее ведет лесенка. По-видимому, церковь имела наземную пристройку и балкончик над обрывом.

На площадке мыса и сейчас заметны следы «постелей» исчезнувшей кладки стен. Здесь, скорее всего, стояла башня, слева и справа от которой размещались пещерные казематы. Эти укрепления господствовали над дорогой, ведущей к главным воротам Мангупа вокруг мыса, и обороняли подступы к ним.

Под башней находились двухъярусная пещерная тюрьма и судилище. Туда ведет лесенка. В большой нижней пещере посередине стоит четырехугольная колонна, поддерживающая потолок. Если ударить по ней, раздастся звук, напоминающий бой барабана. Отсюда название пещеры — Барабан-Коба. В стенах этого помещения вырублены небольшие камеры. В дверных проемах заметны следы пазов для деревянных дверных коробок, а с внешней стороны видны углубления для засовов. В период турецкого владычества тюрьму на Мангупе использовали и турки, и татары.

Выход из цитадели — через те же ворота. Идите вдоль западного края мыса мимо пещерных сооружений хозяйственного и культового назначения к холму с металлической вехой. По пути — остатки вырубленной в скале большой давильни винограда, размеры которой свидетельствуют, что здесь было крупное винодельческое хозяйство. Таких давилен на Мангупе найдено уже несколько.

Поднявшись на холм, осмотритесь. Это самая высокая точка Мангупа. Отсюда видна почти вся территория бывшего Мангупского княжества от Чатырдага и Бабугана на востоке до балаклавских высот на юге. На западе сверкает гладь Черного моря, по направлению мыса Чамну-Бурун за близлежащей горой виден Эски-Кермен на севере выступают скалы Тепе-Кермена и Качи-Кальона, а за холмами предгорья простираются крымские степи. Как на ладони и сам Мангуп.

« Крепость Мангуп необыкновенно величественна, и можно сказать буквально, что она подымается до облаков. Другой подобной крепости нет во всей Европе »
,— писал профессор Кембриджского университета Эд. Кларк, побывавший здесь в начале XIX век» с академиком П.С. Палласом.

Хорошо видны остатки оборонительных стен, развалины домов. Хотя все поросло травой и кустарником, можно проследить очертания площадей, направления улиц и переулков, отходивших от главной улицы города, которая пересекала плато с востока на запад.

Жилые дома с хозяйственными пещерами и наземными постройками аналогичны усадьбам Эски-Кермена и Чуфут-Кале. Городские кварталы размещались ближе к воде. И сейчас в верховьях оврагов Табана-Дере и Гамам-Дере действуют источник хорошей питьевой воды. В первом из них обнаружены остатки водопровода из гончарных труб. В Гамам-Дере (Банном овраге), очевидно, находилась городская баня.

В лучшей и наиболее населенной части города возвышался каменный двухэтажный дом, возможно, дворец владетелей Мангупа. Чтобы попасть к нему, нужно пройти по «улицам» древнего города в направлении мыса Чуфут-Чеарган-Бурум — руины дома видны на западной стороне оврага Гамам-Дере.

Предполагают, что «дворец» построен в XIV веке, на рубеже ХIV и XV веков разрушен пожаром. В 1425 году его вновь отстроил князь Алексей. Об этом говорит найденная на камне надпись. На серверной стороне дома, построенного асимметрично, возвышалась башня, в южной его части на верхнем этаже находился парадный зал с террасой, куда вела каменная лестница. Стены зала украшали фрески, отделанные мрамором наличники дверей. В нижнем этаже располагались служебные и хозяйственные помещения. Археологами найдены фрагмент каменной плиты с гербом мангупского князя (двуглавый орел заимствован из Византии) и обломки поливной посуды с монограммой князя Исаака.

К северо-западу от дворца в зарослях деревьев и кустарников скрыты развалины базилики — храма святых Константина и Елены. Население княжества Феодоро в основном состояло из христиан. Несомненно, в Мангупе имелось много церквей — и наземных, и пещерных. Вполне возможно, что главной среди них была базилика.

Некоторые археологи предполагают, что она построена в период раннего средневековья — в VI веке, другие датируют ее более поздним временем (VIII—Х век). Базилика несколько раз горела, но ее вновь отстраивали. Последний раз ее восстановил в 1427 году князь Алексей. Здание окончательно разрушено в 1475 году турками.

Со временем на территории базилики возник могильник. С северной ее стороны в 1938 году открыты остатки крещальни с мозаичным полом.

От базилики можно пройти по плато Мангупа на запад и осмотреть остатки крепостных стен, которые отгораживали городские кварталы от двух северо-западных мысов и оврага Табана-Дере. В верховье оврага были вторые городские ворота.

В этой части города жили караимы. Для жилищ, мастерских и лавок ремесленников отводились отдельные кварталы, как и в других средневековых городах.

О развитии здесь кожевенного ремесла говорит само название оврага. К тому же в нем сохранились чаны для обработки кожи, вырубленные в скале. Караимские ремесленники обрабатывали большое количество кож.

В этой же балке находится караимское кладбище, ниже него овраг Табана-Дере пересекает другая оборонительная стена, время постройки которой еще не определено.

Закончив осмотр Мангупа, можно спуститься вниз по дороге в Табана-Дере или по тропинке в Гамам-Дере. В верховьях обеих этих балок расположены источники отличной питьевой воды.

Спустившись в долину и выйдя на шоссе, продолжайте путь в сторону Инкермана через село Терновку. В средние века этот путь связывал Мангуп с его портом и крепостью Каламитой.

По пути из Мангупа в Каламиту можно увидеть остатки двух средневековых монастырей. Один из них находится в неглубоком ущелье к северу от дороги (не доезжая Терновки). Это небольшой пещерный монастырь Шулдан, датируемый предположительно концом VIII или IX веком.

Из монастырского комплекса лучше всего сохранился храм с крещальней и епископским креслом в алтаре, высеченном в скале. На стенах и сейчас еще заметны следы росписи, которую датируют XII—XIII веками,

За Терновкой, к северу от дороги,— значительный по размерам пещерный монастырь Челтер. В нем насчитывается более 50 пещер; расположенных в четыре яруса. Большинство из них было приспособлено для хозяйственных нужд, культовых сравнительно мало. Наземные здания, стоявшие на склонах, не сохранились.

В одной из самых больших пещер второго яруса находилась большая виноградная давильня, в других — крупные зерновые ямы. При археологической разведке, проведенной в довоенные годы, найден большой пифос и обломки глиняной посуды XI—XII веков.

Оба монастыря погибли, вероятно, вовремя монголо-татарского нашествия.

Дальше путь лежит через окраины Севастополя (в недалеком прошлом — села Чернореченское и Хмельницкое) и по левому берегу реки Черной до ее устья. С этими местами связаны героические страницы истории Крыма.

В Балаклавской долине во время Крымской войны 13 (25) октября 1854 года русские войска разгромили английскую королевскую конницу.

На небольшой высоте у бывшего села Хмельницкого — памятник воинам 7-й бригады морской пехоты, которые защищали Севастополь в 1941-1942 годах.

За Федюхиными высотами возвышается Сапун-гора. Легендарный штурм Сапун-горы запечатлен на полотне диорамы, которую ежегодно посещают сотни тысяч туристов.

Далее дорога идет у подножия Сапун-горы до Инкермана. Достигнув отрога горы — высоты Уч-Баш, увидите взорванную скалу. Здесь был склад боеприпасов, который уничтожили, чтобы не попал в руки фашистов.

Севернее в толще Суздальской высоты во время второй героической обороны Севастополя в штольнях работал подземный спец-комбинат № 2, в котором женщины города ремонтировали и шили обмундирование и обувь для героических защитников.

В Инкермане дорога сливается с севастопольским шоссе. На правом берегу речки Черной хорошо видны две скалы — Загайтанская и Монастырская. На вершине последней и находятся руины средневековой крепости Каламиты.



Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.