Симферопольский мусульманский комитет

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск

Симферопольский мусульманский комитеткрымскотатарская коллаборационистская организация, действовавшая на стороне нацистской Германии на территории оккупированного Крыма в годы Второй мировой войны. Как подчёркивало руководство комитета, их целями были поддержка Германии (в частности, в форме организации добровольческих орядов, поиска партизанов и коммунистов), борьба с евреями и советской властью.

Создание

Вскоре после занятия Крыма нацистами с согласия оккупационных властей стали создаваться национальные комитеты, с одной стороны представлявшие интересы различных этнических групп полуострова, а с другой — использовавшиеся оккупационными властями как инструмент влияния на проживавших в Крыму представителей соответствующих народов. Одним из первый был создан Мусульманский комитет, образованный в конце декабря 1941 года в Бахчисарае. Вскоре комитет перебазировался в Симферополь и стал называться Симферопольским мусульманским комитетом.

При штабе 11-й армии вермахта в Крыму было создано представительство Министерства иностранных дел, представителем был назначен ведущий сотрудник МИД майор Вернер Отто фон Хентиг. На него возлагалась координация работ верховного командования Вермахта, МИД и репрессивных структур по вовлечению крымских татар в антисоветскую борьбу. Хентиг непосредственно участвовал в формировании Симферопольского мусульманского комитета 23 ноября 1941 года. В руководство первого состава комитета вошли Джемиль Абдурешидов, Ильми Керменчикли и Мемет Османов.

3 января 1942 года состоялось первое совещание комитета в Симферополе под председательством Джемиля Абдурешитова. В январе 1942 года его заместителем стал Ильми Керменчикли. Комитет состоял из 18 человек: президента, двух его заместителей и пятнадцати членов, отвечающих за определенное направление деятельности. Все члены комитета утверждались начальником полиции безопасности и СД генерального округа «Таврия». Главная цель создания комитета — содействие немецкой оккупационной администрации.

Несмотря на достаточно лояльное (особенно в первое время) отношение оккупационной власти к крымским татарам, комитету не было позволено называться «крымскотатарским» или «татарским», а также распространить свою деятельность на всю территорию Крыма.

Структура

Комитет состоял из пяти отделов:

  • Отдел по борьбе с «бандитами» (с советскими партизанами) — занимался сбором сведений о партизанских отрядах, коммунистах и др. Координировал действия со службами начальника полиции безопасности и СД;
  • Отдел по комплектованию добровольческих формирований;
  • Отдел по оказанию помощи семьям добровольцев — снабжение сотрудников мусульманского комитета, родственников и семей добровольцев, служивших в частях вермахта и полиции, а также нуждающихся татар;
  • Отдел по пропаганде и агитации (в частности, главе отдела подчинялся персонал редакции газеты «Азат Кърым»);
  • Отдел религии.

Члены комитета публиковали статьи в своей газете «Азат Кърым», неотъемлемым содержанием которой являлся антисемитизм. Так, в январе 1943 года Мустафа Куртиев писал: «„Азат Кърым“, явившийся путеводным маяком для наших комитетов, сыграл большую роль в добровольном привлечении татарской молодёжи в немецкую армию…», «без высокого урожая мы не сможем помочь победоносной Германской армии и восстановлении специально разоренной евреями-большевиками страны…», «„АК“ считает своей первой задачей доводить до населения все извещения и приказы Германского главнокомандования», «Мы считаем, что свободу печати мы получили только по милости наших освободителей, за что приносим благодарность фюреру Адольфу Гитлеру»[1].

В 1944 году НКВД СССР сообщал, что комитет «имел свои филиалы во всех татарских районах Крыма, вербовал шпионскую агентуру для заброски в наш тыл, мобилизовывал добровольцев в созданную немцами татарскую дивизию, отправлял местное, не татарское, население для работы в Германию, преследовал советски настроенных лиц, предавая их карательным органам оккупационных властей, и организовывал травлю русских», «[комитеты] принимали активное участие вместе с немецкой полицией в организации угона в Германию свыше 50 тысяч советских граждан; проводили сбор средств и вещей среди населения для германской армии и проводили в большом масштабе предательскую работу против местного нетатарского населения, всячески притесняя его», «деятельность „татарских национальных комитетов“ поддерживалась татарским населением, которому немецкие оккупационные власти предоставляли всяческие льготы и поощрения»[2][3].

Примечания

Ссылки

  • Романько О. В. [Сетевой ресурс: www.commonuments.crimea-portal.gov.ua/rus/index.php?v=1&tek=99&par=74&l=&art=514 «Создание какого-либо местного правительства только на мусульманской основе или воссоздание Муфтиата в Крыму является неприемлемым…»: К истории крымскотатарского политического коллаборационизма в годы Второй мировой войны] // Историческое наследие Крыма, № 15, 2006.
  • Ефимов А. В. [Сетевой ресурс: www.fond.moscow-crimea.ru/history/20vek/efimov.html Некоторые аспекты германской оккупационной политики в отношении крымских татар в 1941—1944 гг.] // Профи. — Москва, 1999. — № 6—7. — С. 17.


Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.