Феодосия. Краткие заметки

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Железные дороги

Айвазовская (станция)

Айвазо́вская' (старое название — Сарыголь) — железнодорожная станция Приднепровской железной дороги. Находится на территории Феодосии (Автономная республика Крым), предпоследняя на тупиковой линии, оканчивающейся Феодосии. Была основана при прокладке железной дороги в Феодосию, чему активно содействовал русский художник Иван Айвазовский, именем которого она и названа. Находится вблизи береговой линии, автовокзала и церкви Святой Екатерины[1].

Феодосия (станция)

Станция Феодосия — одна из двух железнодорожных станций города Феодосии. Расположена на линии Джанкой — Феодосия Приднепровской железной дороги, в 118 км от Джанкоя.

На станцию прибывают поезда дальнего следования из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Днепропетровска, Харькова, Минска, и других городов, компаний РЖД, БЧ, УЗ. Также курсируют пригородные поезда до станций Владиславовка, Кировская и Вадим.

Путевое развитие

Станция имеет несколько тупиков, первые 3 путей сходятся в один, идущий в порт, упирающийся в ворота на границе станции. На станции 3 изогнутых платформы, две из которых островные и очень узкие. Все платформы низкие. Длина платформы позволяет принимать составы из 20 вагонов, не считая локомотива. Вследствие того, что пассажирские поезда нередко прибывают на первый путь, и путевое развитие не позволяет обернуть тепловоз и оставить состав на станции, состав с локомотивом отгоняют маневровым тепловозом на станцию Айвазовская. Там тепловоз отцепляют, и отгоняют на пути для отстоя.

Вокзал

На железнодорожном вокзале к услугам пассажиров ручная и автоматические камеры хранения, комнаты отдыха, залы ожидания, кассовые залы и т. п.

Железная дорога в Феодосии

Перегон Айвазовская — Феодосия проходит вблизи набережной, пешеходной зоны проспекта Айвазовского. Железная дорога хорошо вписывается в этот пейзаж. Имеются несколько переходов через рельсы, два из которых расположены близко к вокзалу, друг рядом с другом и оборудованы сигнализацией.

Интересные факты
  • Пассажирские поезда ходят под секциями грузовых тепловозов 2ТЭ116.
  • Пригородные поезда до станций Владиславовка и Кировская представляют собой составы из 3 — 4 пассажирских вагонов под маневровым тепловозом.

Феодосия (железнодорожный вокзал)

Железнодорожный вокзал станции Феодосия.jpg
«Феодосия» — железнодорожный вокзал.

Бульвар Айвазовского прерывался зданием городского вокзала.

В 1892 году завершилось строительство ветки железнодорожных путей Джанкой - Феодосия. Временный деревянный городской вокзал был построен в 1892 году. Ему посвящена цветная открытка издательства Р. Могилевской. Других изображений этого сооружения нет, а прослужил первый вокзал почти четверть века. И только в 1914 году по проекту петербургского архитектора П.И. Чернышева был построен белокаменный (из инкерманкого известняка) городской вокзал.

Осенью 1941 года городской вокзал был разрушен, а на его месте по проекту днепропетровского архитектора И. Зарайского в 1955 году был построен современный городской вокзал.

Городской вокзал образца 1914 года показан на открытке немецкого издательства Trengler (1918 год).

Почти одновременно с деревянным городским вокзалом в 1890 году на станции Сарыголь (станция Айвазовская) было возведено капитальное здание оригинальной архитектуры Большого вокзала.

Первоначально по замыслу городских властей этот вокзал должен был стать основным пассажирским, однако время внесло свои коррективы и его функции остались за Городским.

Источник

Музеи

Музей В.И. Мухиной

Музейно-выставочный комплекс состоит из музея Веры Мухиной'[2] и детской галереи маринистической живописи при детской художественной школе имени И.К. Айвазовского.

История

Музейный комплекс «Детская маринистическая галерея» и музей скульптора Веры Мухиной были организованы на месте, где стоял дом семьи Мухиных. В главный фасад музейного комплекса удачно вписана сохранившаяся стена дома, где жила В. И. Мухина, что придает музейному комплексу особый колорит. В музее воссозданы мемориальная комната Веры Игнатьевны с подлинной мебелью и фрагмент творческой мастерской великого скульптора.

Работа по созданию музея Веры Мухиной началась в 1982 году, когда разрабатывался проект нового здания на месте дома Мухиных. По проекту дом родителей художницы подлежал сносу. Группе энтузиастов, в числе которых был бывший директор ДХШ С.И. Малышев, преподаватель ДХШ В.Д. Краснер, краеведы С.Л. Коган, О.Д. Губенина, Т.Я. Бочковская и др., удалось спасти лишь фасадную стену дома Мухиных. Стену встроили в новое пятиэтажное здание, в его цоколе разместили музейный комплекс и филиал детской художественной школы.

12 апреля 1985 года музей был открыт. Первым общественным директором был назначен преподаватель ДХШ В.Д. Краснер, затем В.А. Чепель. С 1994 года и по настоящее время заведующим музейного комплекса является Онищенко Сергей Семенович.

Художественной школе был передан весь первый этаж для создания Детской маринистической галереи и музея В. И. Мухиной. Музейно-выставочный комплекс открылся 2 июля 1991 года. Новому музею экспонатами помогли сподвижники великого скульптора - З. Г. Иванова и Н. Г. Зеленская. Они передали мебель, принадлежавшую Мухиной: шкаф и венские стулья, а также гипсовые эскизные работы Веры Игнатьевны, вазу красного стекла, негативы, фотографии, рукописи воспоминаний. Много лет первый директор музея В. Краснер переписывался с А. Сергеевым, учеником и помощником Мухиной, побывал в его московской мастерской. Результатом дружеского общения стали дары: три эскизные работы Мухиной - гипсовый эскиз к скульптуре "Плодородие", восковые эскизы к проекту фонтана "Иван-царевич" и скульптуре "Пламя революции". Сергеев передал в музей большое число собственных работ, в том числе бронзовый барельеф Мухиной, фотографии и документы.

За время существования музейно-выставочного комплекса он стал одним из культурных центров Феодосии. Здесь проходят выставки, презентации, творческие встречи.

Экспозиция музея

Экспозиция музея состоит из двух залов. Воссозданы две мемориальные комнаты: комната гимназистки Веры, обставленная мебелью из дома Мухиных, и фрагмент мастерской скульптора, где представлены ее подлинные произведения, личные вещи, рабочие инструменты.

В экспозиции представлены пять тематических разделов:

  • детские и юношеские годы В. Мухиной;
  • учеба за границей;
  • довоенный период творчества Мухиной;
  • в годы Великой Отечественной войны;
  • послевоенный период творчества скульптора.

Из представленных в феодосийском музее экспонатов наибольшую ценность имеют восковые и гипсовые эскизы произведений Веры Мухиной, среди них два эскиза к скульптуре «Рабочий и колхозница», гипсовые модели «Дары воды» и «Дары земли», проект памятника «Героической авиации», памятника «Героям Севастополя», фонтана «Жар-птица», эскизы к скульптуре «Наука» и к памятнику М. Горькому. Также в экспозиции музея находятся скульптурные инструменты, которыми работала Вера Мухина, ее переписка, подборка журналов и газет о ее жизни и творчестве, собранная за много лет, уникальные фотографии из семейного архива.

Кроме произведений В. Мухиной, в экспозиции и фондах музея имеется много работ ее учеников и помощников: С.В. Казакова, З.Г. Ивановой, Н.Г. Зеленской, лауреата Государственных премий А.М. Сергеева.

В выставочном зале проходят выставки современного искусства, творческие встречи, конкурсы, презентации. В музее формируется коллекция работ современных художников, передавших в дар музею свои произведения, и коллекция детских работ, получивших призовые места на международных конкурсах.

За время своего существования музейно-выставочный комплекс стал одним из культурных центров Феодосии.

Уникальность музея состоит в том, что это персональный музей Веры Мухиной. Сейчас персональный музей скульптора есть только в Феодосии, хотя работы Мухиной имеются в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях Ватикана и Нью-Йорка, в частных коллекциях. Но именно в Феодосии начался творческий путь В.И. Мухиной, здесь изучается ее наследие, бережно хранится память о ней.

Музей дельтапланеризма

Музей дельтапланеризма в Феодосии рассказывает о создании и становлении отечественного дельтапланеризма и представляет оригинальные модели.

История

Феодосийский музей дельтапланеризма, единственный музей такого рода в странах СНГ. Музей открыт 12 мая 1990 года.[3] Место его расположения было выбрано не случайно, потому что именно Феодосия является колыбелью отечественной авиации, город с давними традициями воздушного спорта. В этом музее нет табличек "Экспонаты руками не трогать". Зато на общее обозрение представлены реальные действующие дельтапланы и их модели.[4]

Экспозиция

Коллекция музея состоит из действующих экспонатов и макетов-моделей. В двух залах музея располагаются летальные аппараты разных периодов развития воздухоплавания и модели самолётов. В состав экспозиции также входят учебные летные тренажёры для обучения пилотов. Тут собрана и представлена интересная коллекция документов и фотографий, рассказывающих о развитии планерного спорта и дельтапланеризма.

Музей работает: в будние дни с 10.00 до 17.00, в субботу с 10.00 до 14.00, выходной – воскресенье.

Музей денег

Феодосийский музей денег.

Феодосийский музей денег — нумизматический музей в Феодосии.
Адрес: г. Феодосия, ул. Куйбышева, 12.
Зарегистрирован 15 июля 2003 года.
Открыт 22 августа 2003 года.
Директор — Олещук Александр Романович.
Сайт' — [Сетевой ресурс: www.museum-of-money.org www.museum-of-money.org]

История коллекционирования денег и нумизматики в Феодосии

Феодосия является одним из самых древних городов Украины, в котором издавна чеканились монеты — историки насчитывают 14 периодов выпуска металлических денег. Монетный двор существовал в античной Феодосии. В средние века был генуэзский монетный двор. Свою монету чеканили крымские татары, а последний крымский хан Шагин-Гирей в предместье Феодосии создал новый монетный двор европейского образца с оборудованием из Польши. После присоединения Крыма к Российской империи этот монетный двор использовали для изготовления российских монет.

Деньги — это единственные «очевидцы», которые беспристрастно раскрывают экономику, финансы, политическую ситуацию и развитие науки, техники и культуры определенной эпохи.

Коллекционирование денег в городе имеет давнюю историю. Так, нумизматом был Г. Галера, первый Феодосийский городской голова, который в 1811—1830 гг. был директором городского Музея Древностей. Особая роль в изучении монет отводится первому музею на полуострове — Феодосийскому Музею Древностей, открывшемуся в 1810 г. Первым приобретением музея стала коллекция феодосийского купца Дживарджи, содержащая больше сотни медных римских монет. В 1818 г. будущий император Николай I подарил музею золотую монету царя Лисимаха и серебряную монету Филиппа III Македонского. В дальнейшем история нумизматического собрания связана с деятельностью О. Ф. Ретовского (1849—1925 гг.), нумизмата, коллекционера, заведовавшего музеем в течение 22 лет. Именно при нем Феодосия стала одним из ведущих нумизматических центров Российской империи. Его труды, в основном, касающиеся чекана генуэзской Кафы, актуальны и по сей день. Значительная часть его нумизматической коллекции в дальнейшем была куплена Эрмитажем, много монет ушло за границу, например, в коллекцию короля Италии Виктора-Эммануила. В 1908 г. собрание Музея Древностей насчитывало 12 золотых монет, 1004 серебряных и 1042 медных. Невосполнимый урон нумизматическому собранию музея нанесло царское и советское времена, а также Вторая мировая война.

В послевоенные годы часть вывезенных оккупантами музейных экспонатов, в том числе и нумизматических, была возвращена. К сожалению, после революции 1917 года и в советское время в музее не было нумизматов, способных приумножить и, главное, разработать экспозицию, посвященную истории денежного обращения Феодосии.

Основание

Эмблема Феодосийского музея денег.

Продолжая нумизматическую эстафету, по инициативе феодосийского коллекционера, Олещука Александра Романовича, 15 июля 2003 года был зарегистрирован Феодосийский музей денег (первый музей денег на Украине), открытие которого состоялось 22 августа того же года.

Музей продолжает традиции, заложенные городским Музеем Древностей. Одной из важнейших задач считается восстановление памятников нумизматики, по разным причинам утраченным или не приобретенным Музеем древностей в царское и советское время, а также возвращение Феодосии славы нумизматического центра, которая была у города век назад.

Не случайно подобраны элементы музейной эмблемы. В ромбе из монет мира разных эпох — банкнота 1919 года Крымского краевого правительства с очертаниями Таврической губернии. Поверх банкноты размещена одна из монет античной Феодосии — серебряный пентаобол (400—390 гг. до н. э.) с изображением головы быка на реверсе и надписью ФЕОДЕО («БОГОМ ДАННАЯ») — так назывался город в тот период. А лупа свидетельствует, что музей не только собирает монеты, но и занимается научно-исследовательской деятельностью.

31 июля 2005 года в Феодосийском музее денег произошло торжественное открытие второго зала, т. н. «комнаты-сейфа». В этом зале представлена уникальная экспозиция: деньги, отчеканенные и отпечатанные в Феодосии с античных времен до наших дней; деньги, обращавшиеся на территории Украины и Крыма на протяжении двух с половиной тысячелетий, вспомогательные нумизматические экспонаты. Помимо этого, зал рассказывает об истории возникновения и развития банковского дела мира на примере Феодосии, где банковское дело зародилось ещё в античный период.

Фонды

Феодосийский музей денег. 1-й зал. 2007.

В фондах музея хранится более 30 000 монет, начиная с VII века до н. э., бумажных денежных знаков более 1 000 экземпляров, интересны целостные клады денег, среди которых особенное место занимает наибольший клад, найденный на территории независимой Украины. В нем 10 168 экземпляров монет Крымского ханства конца XVI — начала XVII вв. Гордостью музея является собрание монет античной Феодосии — крупнейшее из всех музейных собраний мира. В собрании монет Боспорского царства, средневековых и нового времени есть уникальны монете, которые представлены только в этом музее, или имеют лучшие качественные характеристики среди известных экземпляров раритетов в нумизматических собраниях таких музеев, как Эрмитаж (Россия) или Британский музей (Великобритания). Коллектив музея работает над выполнением проекта реконструкции музея, который позволит превратить существующий музей во всемирно известное собрание денег, на базе которого будут проводится конференции, симпозиумы, и другие акции.

Экспозиция музея тематически делится на семь отделов.

Первый отдел — поистине уникален, ведь в нем показаны деньги, отчеканенные или отпечатанные в г. Феодосии с античных времён до начала ХХI века. Стоит рассказать о нем подробнее. Здесь представлены монеты, выпущенные античным городом-государством Феодосией в V—IV в. до нашей эры; монеты Золотой Орды, чеканенные в Кафе в XIV—XV веках; монеты Генуэзско-татарского (1396—1475 гг.) периода… Интересны монеты периода сюзеренитета (то есть, зависимости от Турции) чеканенные на старом монетном дворе по турецкому образцу. Затем следуют монеты хана Шахин-Герая времени зависимости от России, отчеканенные на новом монетном дворе по российскому весовому стандарту на новом европейском оборудовании в 1781—1783 гг., а также монеты Российского периода — отчеканенные на переоборудованном бывшем ханском дворце — так называемом Таврическом монетном дворе в 1787—1788 гг. Целостную картину прошлого воссоздают монетовидные жетоны, впервые выпущенные в России для потребностей строителей ветки железной дороги Джанкой — Феодосия во второй половине XIX века, частные боны Феодосийского уезда 1877—1917 гг., монетовидные жетоны дачи «Добрый приют» Рукавишникова начала ХХ века, не говоря уже о многочисленных выпусках бумажных денег периода Гражданской войны 1918—1920 гг., частных бонах периода новой экономической политики 1922—1927 гг. Завершают экспозицию первого отдела частные боны современной Феодосии, выпущенные в конце ХХ — начале ХХI века.

Второй отдел представляет коллекцию монет Боспорского царства с момента покорения им города Феодосии (IV век до н. э.) вплоть до его распада под ударами варваров. Летопись денежного обращения в дальнейшем представляют выпуски различных государств и правителей, деньги которых обращались в округе Феодосии и в Крыму в целом вплоть до присоединения Крыма к России.

В третьем отделе представлены деньги других государств, имевшие хождение на территории современной Украины. Можно с удивлением отметить для себя факт обращения в нашей стране денег Речи Посполитой и Польши, Германии, Австро-Венгрии, Турции, Чехословакии, Румынии, а также Польской народной Республики…

Феодосийский музей денег. 2-й зал. 2007.

Четвертый отдел составляют деньги Украины времен Киевской Руси вплоть до настоящего времени. Представлены выпуски Тмутараканского княжества, все деньги Украинской Народной Республики 1918—1920 гг., Рейхскомиссариату «Украина» в 1942 г., а также практически все оборотные и памятные юбилейные монеты и банкнот современной Украины.

В пятом отделе размещены современные обиходные деньги более 200 стран мира.

В шестом отделе представлены экспонаты из истории возникновения и эволюции денег, вплоть до современных пластиковых карт: коллекция марок, подделки, деньги несуществующих государств, курьёзы, суррогаты, фарфоровые деньги, деньги-колёса, самые маленькие и самые большие деньги, сувениры, клады, деньги-украшения и т. д.

Седьмой отдел — библиотека, в нем собрание специальной литературы по нумизматике, бонистике и коллекционированию денежных знаков, фонды музея, находящиеся в исследовании и реставрации, а также обширный рукописный материал (архив музея).

С момента открытия музей привлекает внимание не только местных, но и зарубежных средств массовой информации. Множество людей стало его почетными дарителями. Среди них как рядовые граждане, скромные коллекционеры, обладатели случайных находок, посчитавших своим долгом передать их в музей, так и члены городской администрации — мэр города В.А. Шайдеров, управляющий делами исполкома В. Д. Болотский. Особо ценным стал дар евро-монет Ватикана, переданный музею Генеральным Секретарем Синода Епископов, Архиепископом Николаем Етеровичем по поручению Римского Папы Иоанна Павла II.

См. также

Юбилейные монеты посвященные Крыму

Литература

  • У Феодосії створено Музей грошей//Касьяненко Микита, «День», № 122, 18 липня 2003.
  • Фонды Феодосийского музея денег.

Литературно-мемориальный музей Александра Грина (Феодосия)

Музе́й Алекса́ндра Гри́на — литературно-мемориальный музей Александра Грина в Феодосии (Крым), расположенный по адресу ул. Галерейная, 10, в доме где с 1924 по 1929 год жил писатель. Музей был открыт 9 июля 1970 года. Боковую сторону дома украшает большое рельефное панно в романтическом стиле — «Бригантина».

В этом доме Александр Грин написал такие свои произведения как «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Дорога никуда», «Джесси и Моргиана» и множество рассказов.

История музея

Решение о создании музея было принято в 1966 году. Первые годы новый музей работал как отдел Феодосийского краеведческого музея. Над проектом музея работал московский художник-архитектор, заслуженный деятель искусств РСФСР С. Г. Бродский.

9 июля 1970 года в доме, где писатель жил и работал более четырёх лет, был открыт литературно-мемориальный музей. Небольшие комнаты оформлены как каюты старинного парусного корабля. Рядом с книгами, документами, рукописями – морские приборы и карты, модели кораблей, раковины, маячные фонари. Создатели музея задумали и оформили Дом Грина как «музей романтики», сделав зримой самую живописную грань гриновского мастерства – красоту морских странствий. Популярность гриновского наследия во всём мире, особенно среди молодёжи, людей возвышенного склада души, способствует многообразию форм музейной жизни. С 1980 года музей совместно с Таврическим национальным университетом имени В.И.Вернадского проводит международные научные конференции «Гриновские чтения» (через каждые два года), которые собирают учёных, студентов-филологов, людей творческих профессий из России, Украины, Беларуси, стран Балтии, Польши, Японии, Франции.

Экспозиция музея воспроизводит детали быта и рабочего кабинета писателя и фантастический мир его литературных героев. У входа — якорь, дубовые двери, а вместо привычных музейных комнат — Трюм фрегата, Каюта капитана Геза, Клиперная, Ростральная, Каюта странствий.

Музей Грина — один из наиболее известных и посещаемых музеев города, здесь открываются выставки, проходят творческие встречи с писателями, художниками, музыкантами. В большом выставочном зале развернута экспозиция «Грин и современность».

Замечательный русский писатель Александр Степанович Грин лучшие годы своей творческой зрелости провёл в Крыму, в Феодосии. Здесь рождаются романы «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Джесси и Моргиана», несколько десятков рассказов, среди них – «Фанданго», «Возвращение», «Акварель», «Комендант порта».

Более двадцати лет в музее ведётся активная выставочная деятельность. Благодаря этой работе были открыты интереснейшие творческие индивидуальности. Авторы из Крыма, Украины, стран СНГ способствовали созданию большой коллекции живописи, графики, скульптуры, произведений художественной фотографии, детского рисунка. Главное внимание уделяется мотивам жизни и творчества А.Грина, романтическому пейзажу. Традиционными стали для музея торжества в день рождения писателя (23 августа), День памяти (8 июля), праздничное открытие выставок, презентации новых книг, встречи с литераторами и мастерами искусств, участие в фестивале «Киммерийские музы», Пушкинские и Цветаевские дни поэзии. Интенсивная общественная жизнь музея позволила создать и много лет поддерживать огромный круг «гриновских людей» - друзей Дома, постоянных посетителей, дарителей, его творческий актив.

В 1981 году в Феодосии родился «гриновский квартал», когда на стене музейного здания появилось живописно-скульптурное панно «Бригантина». Бушприт вплывающего в город корабля словно утверждает здесь право на чудесную неожиданность, праздник, ожившую сказочную мечту.

Литература

  • Феодосия: краткий путеводитель. Редакторы А. В. Меснянко, Ю. С. Воронцова. Севастополь, Библекс, 2007. 96 с ISBN 978-966-8231-93-3

ФМД / ФКМ

Феодосийский краеведческий музей

Феодоси́йский краеве́дческий музе́й — музей в Феодосии. Расположен по адресу проспект Айвазовского, 11 (бывший проспект Ленина). Старейший городской музей Украины, один из старейших музеев Европы.


Феодосийский музей древностей был открыт 13 мая 1811 года, благодаря усилиям феодосийского градоправителя С. М. Броневского.

Феодосийский музей древностей является одним из старейших музейных учреждений на территории Европы. Однако, первое здание музея было скорее хранилищем древностей, чем собственно музеем. Постепенно собрание росло благодаря покупке древностей и дарениям, археологическим раскопкам.

Музей располагался на территории турецкой мечети в центре Феодосии, но в конце 1860-х годов власти Таврической губернии передали здание феодосийской лютеранской общине. В 1871 году коллекции музея были перенесены в здание, специально построенное для музея на средства художника И. К. Айвазовского.

В середине 1920-х гг. археологический музей разместился в бывшем доме великого художника-мариниста, где находился до 1988 г. Позже Феодосийскому краеведческому музею было выделено другое здание бывшего роддома (до революции гостиница «Генуэзская», здание известно как «Дом Лагорио»), памятник архитектуры конца XIX — начала ХХ в.

В 20-е гг. ХХ в. феодосийский музей стал археологическим, а в конце 40-х годов минувшего столетия получил статус краеведческого музея.

В составе музейного собрания хранятся уникальные экспонаты, которые знакомят с природой юго-восточной части Крымского полуострова, бытом и культурой народов Крыма, историей Феодосии. Экспозиция развернута в восьми залах.

В фондах Феодосийского краеведческого музея числится более 70 тысяч экспонатов. В восьми залах музея хранятся не только памятники археологии, но и множество этнографических и документальных материалов, коллекции старинных видовых открыток, минералов, окаменелостей, гербарий. Уникальные диорамы зала природы дают представление о природных ландшафтах Юго-Восточного Крыма. Часть богатой коллекции древних каменных плит размещена под открытым небом в оригинальном лапидарном дворике музея, выложенном средневековой плитовой мостовой и брусчаткой XIX — первой половины XX века.

Наиболее яркие из экспонатов зала «Природа юго-восточного Крыма связаны с древним вулканом Кара-Даг. Обращают на себя внимание высокохудожественные диорамы с видами ландшафтов юго-восточного Крыма и мозаичный пол с картой-схемой полуострова. Экспонаты исторических залов музея охватывают прошлое Крыма со времени появления на полуострове человека и до наших дней, знакомят с наиболее яркими моментами истории античной Феодосии и средневековой Каффы (Кефе), Феодосии XIX – ХХ вв., культурой народов Крымского полуострова. Здесь широко представлены материалы археологических исследований древних поселений и некрополей, предметы быта, национальная одежда, мебель, коллекции старинных видовых открыток…

Наряду с постоянными разделами экспозиции в музее работают разнообразные выставки.

По инициативе бывшего мэра Феодосии В. Шайдерова был поднят вопрос о восстановлении отдельного Феодосийского музея древностей. В настоящее время, ведутся исследовательские работы, под проект выделено полгектара земли, в исполкоме открыт счет для сбора денег.

Феодосийский музей древностей

Феодосийский музей древностей — один из старейших в России археологических музеев — был основан 13 (25) мая 1811 года[5]. К тому времени в районе Феодосии по случаю или в результате грабительских раскопок оказалось довольно много памятников старины. Найденные вещи не фиксировались, уничтожались комплексы, памятники рассредоточивались по частным коллекциям... Памятники старины нужно было сохранить, а раскопками заняться в научных целях. Для этого решено было организовать музей. Одним из инициаторов его создания стал градоначальник Феодосии С.М. Броневский.

Здание музея на проспекте Айвазовского

Здания музея

  • Старая турецкая мечеть
  • Здание в античном стиле на горе Митридат
  • Часть дома И.К. Айвазовского
  • Здание бывшей «Генуэзской гостиницы» (проспект Айвазовского, 11)

Организационная структура

Руководители

  • 1811 - 1818 гг. — В.Галлера
  • 1818 — 1849 гг. — И.И.Граперон
  • 1849 — 1865 гг. — Е.Ф. де Вильнёв
  • С.И. Верибрюсов
  • 1878? — 1900 гг. О.Ф. Ретовский
  • с 1900 — Л.П. Колли
    в 1925-1936 гг. объединён с Картинной галереей Айвазовского (директор - Н.С. Барсамов)
    1936 музей возвращает самостоятельность под именем «Феодосийский краеведческий музей»
  • ...
  • 1975-2003 гг. — Е.А. Катюшин
  • с 2003 г. — А.А. Евсеев

Фонды и экспозиция

Ныне в музее числиться 80 тысяч экспонатов[6]. Коллекция пополняется в основном за счёт археологических раскопок в городе и в округе, проводящихся сотрудниками музея, специалистами из Москвы, Симферополя. Музей располагает этнографическими и документальными материалами, коллекцией минералов, окаменелостей, гербарием, богатой библиотекой, включающей редкие издания XVIII-XIX вв.

Экспозиция музея размещена в нескольких залах:

  • Природа Юго-Восточного Крыма
  • Античная и средневековая археология
  • Караимская слобода: культура населения Феодосии XIX - начала XX века
  • Феодосия в годы Великой Отечественной войны
  • Постоянные выставки
    • Природа Карадага
    • Феодосия в конце XIX — 1-й половине XX века (коллекция открыток Ю.Ф.Коломийченко)
  • Экспозиция под открытым небом — «Лапидарный дворик»

Феодосийская картинная галерея

Национа́льная карти́нная галере́я и́мени И. К. Айвазо́вского — музей маринистической живописи, находящийся в г. Феодосия (Автономная республика Крым). Состоит из двух корпусов по адресу ул. Галерейная, 2 (основная экспозиция, работы И.Айвазовского) и ул. Галерейная, 4 (Дом сестры художника: научный отдел галереи «Русская и современная марина»).

История галереи имени Айвазовского

Первая экспозиция из 49 работ была открыта в 1845 году в части обширного дома, принадлежавшего самому Ивану Айвазовскому. В 1880 году к нему был пристроен еще один спроектированный художником выставочный зал. Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника. После смерти художника в 1900 году галерея по его завещанию была передана родному городу художника. С 1922 года галерея стала государственным музеем. В галерее находится собрание из около 12 тысяч произведений морской тематики, в том числе принадлежит самая большая в мире коллекция произведений И. К. Айвазовского (417 работ). Наиболее известные среди выставляемых работ — «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями», «Севастопольский рейд», «Корабль „Мария“ на Северном море», «Георгиевский монастырь», «Море. Коктебель», а также самое большое живописное полотно Айвазовского «Среди волн», имеющее размер 282 на 425 см.

Экспозиция галереи знакомит с творчеством Ивана Айвазовского, историей его семьи, историей самой галереи. В комнате-сейфе экспонируются ценные вещи семьи Айвазовского.

В соседнем здании — доме сестры художника собраны картины Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, работы иностранных маринистов XVIII—XIX веков, современников великого художника — М. Волошина, Л. Лагорио, К.Богаевского, учеников Айвазовского — М. Латри, А. Фесслера, А. Куинджи, произведения советских художников.

В 1930 году перед галереей был установлен памятник Айвазовскому работы скульптора И. Я. Гинцбурга с надписью «Феодосия — Айвазовскому».

ВП Фео карт галерея.jpg
ВП в галерее Айвазовского.jpg
ВП памятник Айвазовскому.jpg
Отдел галереи «Русская и современная марина», Дом сестры художника Выставочный зал в галерее Памятник Айвазовскому перед галереей

В начале Великой отечественной войны экспозиция музея была эвакуирована в город Ереван. (см. статью «История эвакуации картинной галереи им. Айвазовского»)

Литература

  • Гриневецкий С. Р., Зонн И. С., Жильцов С. С. Черноморская энциклопедия. — М.: Международные отношения, 2006. — 35 c. — ISBN 5-7133-1273-9.
  • Феодосия: краткий путеводитель. Редакторы А. В. Меснянко, Ю. С. Воронцова. — Севастополь: Библекс, 2007. — 96 с. — ISBN 978-966-8231-93-3.

Малые достопримечательности

Фонтан Айвазовского

Фонтан Айвазовского расположен в Феодосии в Юбилейном парке. Выполнен по проекту (и на средства) самого художника.

История и описание фонтана Айвазовского

Внешне фонтан – это прямоугольное сооружение, с навесами от крыши, оформленное в восточном стиле. Материалом для строительства послужил камень- ракушечник. Представляет интерес и закладная плита, на которой изначально было написано «Императора Александра», но, поскольку, в 1888 году, Высочайшим Указом было велено дать фонтану имя великого художника, часть плиты вырезали и заменили на «И.К. Айвазовского», хоть и теперь видны остатки заглавной буквы «И» перед инициалами художника и буквы «А», после окончания фамилии. Заложили фонтан 12 сентября 1887 года.

Отсутствие воды было одной из основных проблем Феодосии и в фонтан И. К. Айвазовского она поступает из источника Су-Баш, расположенного в имении самого художника, по водопроводу, построенному в 1888 году.

Главный фонтан водопровода был заложен на Ново-Базарной площади в день тезоименитства императора Александра III, 30 августа 1887 г., после торжественного богослужения в феодосийском Александро-Невском соборе., 29 апреля 1888 г. Городская дума постановила назвать этот фонтан именем Александра III. Сооружался же он по проекту и на средства И.К. Айвазовского.

29 августа 1888 г. Таврический генерал-губернатор уведомил феодосийского городского голову о Высочайшем Указе от 25.08.1888 г. о присвоении этому фонтану имени его создателя. Воду фонтана Айвазовского разрешалось пить бесплатно, но этой водой запрещалось наполнять тару и уносить с собой. Над изливом находилась серебряная кружка на цепочке с надписью: «Выпейте за здоровье Ивана Константиновича и его семьи», которая исчезла уже во второй половине ХХ века.

Дарственную от А.Н. Айвазовской город получил 1 апреля 1888 г.

Оборудование, в том числе 2—8-дюймовые чугунные трубы, изготовил и установил завод Д.А. Пастухова в Ростове-на-Дону. Основные работы на трассе развернулись весной-летом 1888 года. Строительство водохранилищ, земляные работы выполнили подрядчики Х.Э. Каразаде и Я.В. Можаев. По апрель 1888 г. производителем работ был инженер А.Ф. Лаговский, а с мая 1888 г. — инженер И.О. Эрак. В создании водопровода участвовал феодосийский городской архитектор С.Ф. Адамский. В городское запасное водохранилище вода поступила 30 августа 1888 г. На следующий день началось правильное водоснабжение города.

Церемония торжественного открытия Феодосийско-Субашского водопровода состоялась 18 сентября 1888 г. у фонтана И.К. Айвазовского. Уже после этого проводились испытания, прерванные в конце октября 1888 г. из-за сильных заморозков. Было заменено 59 лопнувших труб, и к 20 ноября 1888 г. водоснабжение г. Феодосии полностью восстановилось. Всего же было уложено 32 км 298 м (10617 штук) труб разного диаметра, причем городские линии включали в себя 4 км 574 м трубопроводов.

В 1993 году была завершена реконструкция фонтана, ставшего памятником архитектуры. В 2006 году была установлена подсветка, а также озвучены планы сделать фонтан цветомузыкальным[7].

Доброму гению (фонтан)

Фонтан «Доброму гению»

Фонта́н «До́брому ге́нию» — фонтан-памятник в городе Феодосия (Автономная республика Крым), открытый в 2004 году ко дню города в память о выдающемся русском художнике Иване Константиновиче Айвазовском, который много сделал для родного города.

Предыстория

В 1890 году на улице Итальянской (в настоящее время ул. Горького) был построен фонтан-памятник, ставший украшением Феодосии. Решение фонтана было оригинально. На постаменте была установлена бронзовая женская фигура, которая держала в руках раковину, из которой стекала вода в каменную чашу, и, переполняя её через края, спадала в бассейн, который возвышался над землей. Со стороны фигуры находилась увенчанная лаврами палитра с надписью «Доброму гению». По рассказам старожилов, в бронзовой фигуре узнавалась Анна Никитична, жена художника И. К. Айвазовского.

В знак благодарности семье Айвазовского феодосийцы и установили этот фонтан-памятник. Однако, из-за неправильно организованной системы стока воды фонтан и прилегающая территория вскоре была подтоплена, а фонтан закрыт.

В 1930-е годы бронзовая фигура была перенесена и установлена в центре круглого бетонного бассейна в городском саду, а каменные конструкции прежнего фонтана разобраны. Фонтан-памятник в значительной степени потерял свою первичную ценность.

В период Великой Отечественной войны памятник пропал. Последующая судьба памятника неизвестна. В послевоенные годы на этом месте был установлен памятник пионеру-партизану Вите Коробкову.

Новый памятник

Новый памятник построен на средства Феодосийской горсовета при поддержке мэра города Владимира Шайдерова. Автор — феодосийский скульптор Валерий Замеховский. Скульптуру фонтана отливали в Днепропетровске.

Увенчивает композицию аркада с надписью «Великому Айвазовскому и ученикам его благодарная Феодосия» и фамилиями по сторонам: Фесслер, Латри, Ганзен, Лагорио.

Литература
  • Феодосия: краткий путеводитель. Редакторы А. В. Меснянко, Ю. С. Воронцова. Севастополь, Библекс, 2007. 96 с ISBN 978-966-8231-93-3

Дача Стамболи

Дача Стамболи появилась в Феодосии в 1914 году. До 1917 года она находилась во владении табачного фабриканта Стамболи, а в настоящее время вмещает в себя санаторий «Восход».

Однозначного мнения относительно авторства проекта дачи Стамболи нет, поскольку не сохранились соответствующие документы. По имеющимся данным, создателем образа усадьбы может быть специально приглашенный архитектор Отто Вагнер из Австрии или петербургский архитектор Оскар Эмильевич Вегенер.

Дача Стамболи представляет собой ассиметричную композицию двухэтажных объемов, завершающихся куполами. Причудливость строения подчеркивается арочными галереями и четырехъярусной башней, удачно сочетающимися с мавританскими мотивами оформления здания.

Поставлено на учёт Постановлением Совета Министров УССР от 06.09.1979 года, №442. Охранная зона утверждена Постановлением Совета Министров Крыма от 18.08.1992 года, №194.


« Причудливое здание сооружено в 1914 г. по проекту архитектора О.Э.Вагнера. Композиция двухэтажных объемов подчеркнута купольными завершениями, арочными галереями и четырехъярусной башней. Выразительность силуэта сочетается с нарядным декором в мавританском стиле. Богато отделаны и интерьеры. Обширные подвалы, гроты и флигель, разнообразие мотивов и фактур в отделке, всевозможные башенки, крытые галереи и террасы придают ему восточный колорит и величественность.

Вечнозеленые ели обрамляют здание со всех сторон. Во дворе находится действующий в летнее время фонтан, украшенный фигурками ангелов. Внутри это здание с высокими лепными потолками и стенами в мягких зеленых тонах. Под ногами паркет с красивыми узорами. Наверх ведет лестница белого мрамора с позолоченными резными перилами. В залы ведут тяжелые деревянные резные двери. Большое окно подчеркивает размер просторного зала.

Сложная композиция, богатство и вычурность отделки фасадов и интерьера обошлись заказчику, сыну табачного фабриканта, купцу второй гильдии Иосифу Вениаминовичу Стамболи в 1 миллион 100 тысяч рублей. Дача предназначалась в подарок супруге, Рахили Ильиничне, к десятилетию совместной жизни. Но в 1916 году, предчувствуя , крах Российской империи семья уехала из солнечного Крыма в Турцию. При этом они успели продать дачу, фабрику, табачные плантации на Кавказе. После судьба особняка на берегу моря оказалась связана с санаторно-оздоровительным профилем. В 1921 году – здравница на 100 мест имени И.В.Сталина. Во Вторую мировую – . В конце оккупации особняк и находившийся рядом мост были заминированы, но при отступлении взорвать их не успели. Удивительно, но великая Отечественная война каким- то образом обошла здание стороной. С 1944 года – пионерский лагерь. В 1952 году дача была полностью восстановлена, и в ней разместился санаторий «Восход». С 1985-1988 года – наркологический центр А.Р.Довженко.

В настоящее время в здании на первом этаже находится уютное кафе c названием "Дача Стамболи". Роскошная обстановка, изысканная кухня и приятное обслуживание оставят только хорошее воспоминание. На втором этаже здания – комфортабельный круглогодичный мини-отель, состоящий из двух номеров и двухкомнатного люкса с видом на изумительное Чёрное море. Иосиф Стамболи был единственным попечителем Феодосийской городской женской профессиональной школы. Он также выдавал деньги на лечение и питание учащихся. Стамболи многим рабочим давал деньги на строительство дома.Кстати в Феодосии много домов построенных для рабочих по типовому проекту. В таком самом доме сейчас в Феодосии живёт его внук с семьёй удивительно похожий на деда!

»

Интересные факты

  • Максимилиан Волошин предлагал снести дачу:
    Нельзя себе представить театральной публики более неблагодарной, художественно и архитектурно более безвкусной, чем богатое феодосийское мещанство.
    Екатерининская набережная с ее дворцами в стиле турецких бань, Публичных домов и лимонадных киосков, с ее бетонными Эрехтейонами, гипсовыми «Милосами», голыми фисташковыми дамами с декадентских карт-посталей представляет совершенно законченный «Музей Дурного Вкуса».
    Большевики и анархисты, в руках которых Феодосия побывала дважды, не захотели оказать ей единственной услуги, на которую были способны: они не взорвали этих вилл.
    [8]
  • Во время оккупации здесь был госпиталь для немецких солдат, а на прилегающей территории - кладбище. После освобождения Феодосии кладбище было снесено и над могилами воссозданы дорожки, газоны.

Генуэзская крепость

Генуэ́зская кре́пость — средневековые укрепления в городе Феодосия (Крым), построенные Генуэзской республикой в XIV веке для обороны своего крупнейшего владения в Крыму — Кафы. Расположена на берегу Феодосийского залива в южной части города. В настоящее время историко-архитектурный заповедник «Генуэзская крепость Кафа».

История

Основная статья: История Феодосии

Крепость имела две линии укреплений: цитадель и внешнюю часть. Цитадель была возведена в 13401343 годах вокруг Карантинного холма, на крутых в сторону моря склонах, которые могли служить первичной преградой для врагов, достраивалась ещё в течение десяти лет. Цитадель построена из мраморовидного известняка на известковом растворе с тщательно затертыми швами. Строительные материалы для крепости добывались обычно в местах выхода на поверхность скальных пород на склонах окружающих гор или из дна моря. Длина стен цитадели составляла 718 м, из которых сохранились 469 м. Стены достигали по высоте 11 м и 2 м в толщину.

Периметр наружных укреплений составлял почти 5,5 км и включал в себя более 30 башен. Каждая башня имела собственное наименование либо по имени консула, при котором она была построена, либо одного из Римских пап. Под крепостными стенами пролегал глубокий ров, наполненный водой, служивший как оборонительное сооружение и как канал для отвода ливневых стоков в море. В плане городская крепость напоминала амфитеатр, сценой которого выступала Феодосийская бухта.

В цитадели размещались консульский дворец, казначейство, резиденция латинского епископа, здание суда с балконом для объявления консульских постановлений, конторы для проверки весов, склады и магазины особенно ценных товаров — драгоценных камней, меха, шелков.

В XIX веке большинство сооружений были разобраны. До настоящего времени сохранилась южная стена цитадели с двумя башнями (башня Святого Климента и башня Криско), часть западной стены, пилоны ворот, несколько башен в разных частях города (Доковая, Константина, Фомы, консула Джованни ди Скаффа). На территории, ближайшей к цитадели, также сохранились мост, турецкие бани и несколько церквей:

  • церковь Иоанна Предтечи (1348 год);
  • церковь Святого Иоанна Богослова (XIV ст.);
  • церковь Святого Георгия (XIV ст.);
  • церковь Святого Стефана (XIV ст.).
Остатки генуэзских фортификаций в Феодосии
Доковая башня. Защищала восточную часть города и причал, служила морскими воротами города. Остатки крепостного рва, служившего также каналом для отвода ливневых стоков.
Панорама.jpg
Башни Святого Климента и Криско, остатки крепостной стены и церковь Иоанна Предтечи. Башня Святого Климета защищала ворота цитадели и калитку. Башня Криско укрепляла среднюю часть восточной стены цитадели.

Примечания

  1. [Сетевой ресурс: i-feodosia.com/page7.html ст. Айвазовская, Золотой пляж, п. Береговое, п. Приморский, х. Южный]
  2. Сетевой ресурс: kimmeria.com/kimmeria/feodosiya/museum_muhina_03.htm
  3. [Сетевой ресурс: kimmeria.com/kimmeria/feodosiya/museum_delta_main.htm Вебсайт "Киммерия"]
  4. [Сетевой ресурс: prostir.museum/museums/ua/detail?id=1916 Вебсайт "Музейный простор Украины"]
  5. текст — сокращенное изложение статьи Э.Б. Петровой «Феодосийский музей древностей»
  6. указ.соч.; вероятно, следует понимать «единиц хранения»
  7. Сетевой ресурс: www.archiportal.crimea.ua/feodosiya/fontan-i.-k.-ayvazovskogo.html
  8. [Сетевой ресурс: www.maxvoloshin.ru/?type=page&page=86113a15-0e31-413e-be37-bd6bf5abe648&item=59a6b79b-8277-4c14-9f95-8d1bd33b2ffb 1919, конец - 1920, начало - Искусство в Феодосии]


См. также

Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.