Эчки-Даг

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск
Эчки-Даг
Feodosija 113.jpg
Основные природные достопримечательности
пещеры

Ухо Земли (пещера)
КЭ-40 (пещера)

Координаты
44°54′18″ с. ш. 35°08′31″ в. д. / 44.905° с. ш. 35.141944° в. д. (G) (O)
Эчки-Даг, или Эчкидаг, в тюркских языках означает "козья гора". Так называют хребет, расположенный в восточной части Крымских гор у берега Черного моря между городами Судак и Феодосия. Приморскую полоску суши у Эчки-Дага географы относят к юго-восточному побережью Крыма - окраине ландшафтной области Южного берега Крыма.

Эчки-Даг на карте Юго-Восточного Крыма

Общегеографические сведения

Эчки-Даг - составное и самое высокое звено горной цепи, протянувшейся между Судаком и Коктебелем. Длина хребта около 3 км. Он увенчан двумя скалистыми грядами - северной и южной.

На северной гряде находится высшая точка хребта - гора Кара-Оба высотой 670 м. К западу от нее выступают среди леса два скалистых утеса. Тот, что повыше, назывался на старых картах Ечки-Даг, а тот, что пониже, - Пандас-Кая.

Южная гряда расчленена балками и оврагами на три скалистых утеса. Восточный называют горой Кокуш-Кая (557 м.), а западный - горой Делямет-Кая (611 м.). Находящийся между ними более низкий утес собственного названия не имеет. От горы Делямет-Кая южная гряда Эчки-Дага продолжается в юго-западном направлении к горе Элтиген и селу Солнечная Долина более низкой грядой скал - хребтом Чалка. Кстати, на картах, изданных около ста лет тому назад, так называлась высшая точка Эчки-Дага.

При взгляде на Эчки-Даг сбоку, особенно с восточной стороны, сразу обращают на себя внимание три выступающие друг над другом вершины - Кокуш-Кая, Делямет-Кая и Кара-Оба. Местные жители уже давно перекрестили их в "Три брата". Нередко так называют весь Эчки-Даг.

Хребет Эчки-Даг находится между Козской и Отузской долинами. Он является водоразделом для многих балок и оврагов, открывающихся к этим долинам или непосредственно к Черному морю. Северный склон хребта изрезан притоками балки Коз-Йол. Восточный склон глубоко размыт временными водотоками, стекающими к морю по балке или даже сухой долине, которую называют Чалкинской, а западный склон расчленен притоками балки Каян-Арды, открывающейся к Козской долине. Обнаженный приморский склон хребта изрезали многочисленные эрозионные понижения. Наиболее значительные из них - балка или сухая долина Деляметская, овраги Крутой, Сухой и Ветвистый.

Природные условия

Геология

Основная статья: Геология Эчки-Дага
Каменная летопись древних морей.

Эчки-Даг слоист как пирог. Он состоит из разнообразных осадочных пород, отложенных на дне древнего океана Тетис. В основании хребта преобладают слои глин, в средней части - песчаников, а в верхней - известняков; их белые утесы украшают верх гигантского слоеного "пирога".

Эрозия

Пещеры Эчки-Дага

  1. Ухо Земли (пещера)
  2. КЭ-40 (пещера)

«Море, погода и времена года»

Основная статья: Климат Эчки-Дага

Биоразнообразие

Археология, история и экология

Археология

Основная статья: Археология Эчки-Дага

Средневековье

В юго-восточном Крыму хуже всего представлены археологические памятники IV-VII вв. К началу средневековья, к первой половине V в., относится единственный памятник - гуннское погребение у горы Коклюк. Памятники второй половины V-VII вв. неизвестны вообще.

Одни исследователи объясняют это нашествием гуннских (в 375 г.), а затем хазарских (конец VII в.) племен. Под их натиском местное население бежало и обосновалось в горном Крыму. На юго-восточное побережье Крыма потомки этих беженцев вернулись только после ослабления хазарской власти. По мнению других археологов, отсутствие памятников второй половины V-VII вв. не позволяет утверждать о бегстве местного населения под натиском хазар, так как проникшие сюда племена Хазарского каганата застали эти места безлюдными. Позднеантичное население уже не возвращалось на побережье. Никаких поселений потомков тавро-скифов здесь не найдено, а все известные памятники принадлежат либо болгарам - носителям салтовской культуры, либо переселенцам из Византии, либо татарам, армянам и другим народам зрелого средневековья.

На Эчки-Даге и Кара-Даге насчитывается свыше 45 разнообразных средневековых памятников. Ориентировочно около 30 из них можно отнести к VIII-XV вв., а остальные - к XVI-XVII.

Лучше всего изучено поселение на холме Тепсень. Оно возникло после нашествия хазар, примерно в первой половине VIII в. В письменных источниках наиболее раннее упоминание об этом археологическом памятнике относится к середине XIX в.

Некоторые исследователи не исключают, что некогда здесь находился населенный пункт Каллиера, основанный венецианцами, а затем перешедший к генуэзцам и показанный на картах XIV-XV вв.

Первые археологические раскопки на Тепсене были осуществлены в 1929-1931 гг. Более поздние исследования В. П. Бабенчикова и особенно М. А. Фронджуло показали, что здесь в средневековое время размещалось крупное полугородское христианское земледельческо-ремесленное поселение площадью около 17 га.

Раскопками установлено, что поселению были свойственны небольшие прямоугольные жилые дома, обычно состоявшие из одного-двух помещений с углубленным по отношению к поверхности земляным или глинобитным полом и входом, ориентированным к югу или востоку. Стены сооружались из камня и сырцового кирпича. Дома имели глиняную или соломенную крышу и застекленные окна. Рядом с ними находились подсобные помещения.

На территории поселения раскопан крупный храм-базилика и несколько меньших храмов. Поблизости открыто пять могильников с плитовыми и грунтовыми могилами.

При раскопках Тепсеня найден обильный хозяйственный и ремесленный инвентарь: пифосы, амфоры, кухонные горшки, столовая посуда, жернова, остатки кос, ножей, кузнечных пробойников и т. д. Продукты и вода хранились в пифосах, вино в амфорах. Обнаружены следы выплавки металла из керченских железных руд, кузнечного, стекольного, гончарного, ювелирного производства, виноградарства и виноделия, выращивания зерновых культур и рыболовства.

Поселение Тепсень существовало до рубежа IX-X вв., после чего было разрушено печенегами. Оно возродилось в конце XII в. и развивалось до XV в. (предполагаемая венецианская Каллиера, или Каллетра).

Из других, менее известных и изученных памятников VIII- IX вв., упомянем рыбацкий поселок в 1-1,5 км. южнее Планерского у мыса Мальчин и поселение на холме Кордон-Оба у поселка Курортного.

В отношении средневековых памятников этого времени в отечественной науке было высказано несколько точек зрения. Так, Н. С. Барсамов, В. А. Городцов, Б. А. Рыбаков, В. П. Бабенчиков, А. П. Смирнов и другие исследователи в работах, опубликованных в 1930-1947 гг., связывали Тепсень со славянским, русским влиянием, усматривали в нем "крайний южный форпост древней Руси", - как писал в 1947 г. А. В. Арциховский. Иного мнения придерживались И. И. Ляпушкин, В. Ф. Гайдукевич, А. Л. Якобсон, полагая, что это памятники салтово-маяцкой культуры. П. Н. Шульц в 1950 г. предложил выделить их в Крымский вариант салтово-маяцкой культуры со смешанным населением - аланским, славянским, а частично, может быть, хазарским и греческим. По гипотезе М. А. Фронджуло, это особая северопричерноморская культура, представляющая собой "сплав" античных (греческих) и местных традиций - таврских, скифских, сармато-аланских. В период раннего средневековья, согласно гипотезе, она испытывала воздействие салтово-маяцкой культуры и, в свою очередь, оказывала на нее влияние.

О возможности проникновения в Крым алан и болгар пишет А. Л. Якобсон.

Известный московский археолог С. А. Плетнева памятники типа Тепсень выделяет в особый крымско-болгарский вариант салтово-маяцкой культуры. Украинские археологи считают, что носителями и создателями салтово-маяцкой культуры являлись жившие в VIII-X вв. в Подонье, Приазовье и Крыму аланы и болгары. Она сложилась в границах единой политической организации - Хазарского каганата. С распадом последнего в X в. исчезает и салтово-маяцкая культура.

Наконец, крымский археолог И. А. Баранов считает памятники этого рода раннеболгарскими и делит их на две группы, соответствующие двум периодам существования салтово-маяцкой культуры в Крыму. Памятники первого периода он датирует второй половиной VII - первой половиной VIII в., второго - второй половиной VIII-X вв.

На рубеже IX-X вв., во время нашествия печенегов, жизнь на средневековых поселениях замирает.

Сложная обстановка создается здесь в XIII в., когда Крым превращается в один из улусов (провинций) Золотой Орды, с наместником в Солхате (нынешний Старый Крым). Несколько позже, в конце того же столетия, наместник золотоордынского хана всю Отузскую долину уступил венецианцам. В 1365 г. эти места захватили генуэзцы. Одно из их поселений находилось на месте нынешней Щебетовки. Об этом можно судить не только по средневековым письменным источникам 1461 г., но и по надписям XIV в. на обнаруженных здесь надгробных плитах.

Во второй половине XV в., после обострения отношений между генуэзцами и Крымским ханством, поселения на Тепсене, у Курортного и Щебетовки, пришли в упадок, а возможно, и совсем прекратили свое существование. В позднем средневековье на их месте возникли небольшие татарские деревушки.

Авторитетные крымоведы - исследователи конца прошлого века Г. Караулов и М. Сосногорова в путеводителе, изданном в 1883 г., отмечают, что "при турках" в Отузской долине было 30 деревень, "места, где находились эти деревни, еще видны теперь". Помимо деревень, в этом же районе, и особенно на приморском склоне Эчки-Дага хорошо представлены памятники, отражающие хозяйственную деятельность татарского населения. Это, прежде всего объекты скотоводческо-пастушеского назначения. В одних местах это крупные, очевидно, долговременные кошары для скота, загоны-зимники с вместительными, нередко двухкомнатными домиками для чабанов. В других - небольшие сезонные загоны - коши с однокомнатными, временными жилищами. Хорошо видны руины других хозяйственных сооружений того же времени: колеи и крепиды старинных дорог, каменные ограды и т. д.

Историческая экология

Туристическая информация

Эчки-Даг приобретает заслуженную популярность. Открывающиеся с его склонов фантастические пейзажи и великолепные виды заповедного Кара-Дага, возможность искупаться в кристально чистой воде и отдохнуть на хорошем широком пляже вдали от шума и суеты населенных пунктов, совершить восхождение на горные вершины и ощутить настоящую красоту дикой природы - все это привлекает на Эчки-Даг туристов, краеведов, отдыхающих и местных жителей. Здесь проводятся краеведческие и звездные походы школьников, учебные практики студентов.

Транспортное сообщение

Ближайших подступов к Эчки-Дагу можно достичь на рейсовом автобусе, личном автомобиле, мотоцикле, велосипеде из Феодосии, Судака и Старого Крыма или на теплоходе, отправляющемся во время курортного сезона из Феодосии, Планерского (Коктебель) и Судака. Конечные пункты переезда по суше - Курортное, Щебетовка, Солнечная Долина или Прибрежное, а по морю - Курортное и Лисья бухта. Отсюда рекомендуем совершить однодневные пешеходные экскурсии по хребту и его окрестностям.

Фотогалерея

Примечания

См. также

Эчки-Даг/Википедия

Источник

  • [Сетевой ресурс: www.onixtour.com.ua/books/m2160490/index.htm onixtour.com.ua/books] Клюкин А. А., Корженевский В. В., Щепинский А. А. «Эчки-Даг: путеводитель» - Симферополь, Издательство "Таврия", 1990




Агармыш.jpg Крымские горы Агармыш.jpg

Массивы
Яйлы: Байдарская яйлаАй-Петринская яйлаЯлтинская яйлаНикитская яйлаГурзуфская яйлаБабуган-яйлаЧатыр-Даг-яйлаДолгоруковская (Субаткан) яйлаДемирджи-яйлаКараби-яйла
Прочие массивы: АгармышБойкаКара-ДагЭчки-Даг

Вершины
Ай-ПетриАю-ДагРоман-КошЭклизи-Бурун

Гряды
Главная грядаВнутренняя грядаВнешняя гряда



Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.