Ягупова, Светлана Владимировна

Материал из Крымологии
Перейти к: навигация, поиск
писательница
Светлана Владимировна Ягупова
Светлана Владимировна Ягупова.jpg
Период жизни
23 июня 1942  —  26 мая 2015
Места жительства

Симферополь

Жанр

фантастика

Место смерти

Симферополь

26 мая 2015

Светлана Владимировна Ягупова[1] – известная крымская писательница, публицист, поэт, главный редактор детского журнала «Крымуша». Член Национального Союза журналистов Украины, член Национального Союза писателей Украины, член Союза писателей Крыма, координатор творческого объединения «Таврический клуб», лауреат Государственной премии АР Крым, Национальной премии им. В. Короленко.

Биография

Светлана Владимировна родилась 23 июня 1942 года в Краснодаре, в семье журналиста и стенографистки. В восьмимесячном возрасте попала с мамой под бомбежку и получила тяжелую травму, последствия которой остались на всю жизнь.

«Пробовать перо» начала еще в школе, а более серьезно в институте, учась на историко-филологическом факультете Крымского государственного педагогического института им. М.В. Фрунзе (ныне Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского). В авторском архиве сохранилась тетрадь – рукописный сборник «Грехи молодости» (или «Пять лет в институте благородных девиц»), в который вошло около пятидесяти стихотворений.

После окончания института в 1965 году Светлана Владимировна по распределению едет в Сакский район, где преподает русский язык и литературу в селе Ромашкино. Затем поступает на работу в редакцию газеты «Черноморская заря», в которой был опубликован ее первый фантастический рассказ «Привет с созвездия Лебедя» (1966г.).

Около года она работала в Черноморске корреспондентом, но рейды на мотоцикле по сельскому бездорожью приводят к катастрофе. Светлана Владимировна два года была прикована к постели. Она лечится в Евпаторийском санатории им. Н.К. Крупской, пишет несколько статей и рассказов, один из которых – «Шрам» (о послевоенном детстве) – публикует киевский журнал «Радуга».

Большое влияние на творчество С.В. Ягуповой оказали книги А.С. Грина. По мотивам произведений А.С. Грина Светланой Владимировной в 1974 году была написана пьеса «Цепь и парус». Ее успешно поставил Севастопольский русский драматический театр им. А.В. Луначарского, а затем Кировский областной драматический театр на родине А. Грина.

В дальнейшем вся жизнь С.В. Ягуповой связана с литературным творчеством. В 80-х гг. она возглавляла студию молодых фантастов Крыма. Результатом работы студии явился один из первых в СССР фантастических сборников молодых авторов – «Фантавры» (1983г.), выпущенный симферопольским издательством «Таврия».

В 1977 году в Крыму выходит первая книга – повесть-фантазия «Зеленый дельфин».

Фантастические повести «Твой образ» и «Феномен Табачковой» вошли в сборник, изданный в Симферополе в 1979 году и названный автором «Феномен Табачковой».

В 1988 году выходит фантастический роман «Феникс», напечатанный в киевском издательстве «Молодь».

В 1990 году за фантастический роман «Феникс» С.В. Ягупова была награждена почетным Дипломом Федерации Космонавтики СССР – «за большой вклад в пропаганду достижений советской космонавтики и патриотическое воспитание молодежи».

В сборник «Твой образ» (1990 г.) включены повести «Мутанты Асинтона», «В Горелом лесу», «Твой образ», написанные в жанре социально-психологической фантастики. Сплетение реального и вымышленного заставляет заново взглянуть на вечные нравственные ценности.

В 1980-х годах в Союзе писателей она руководила литературной студией молодых крымских фантастов «Фантавры» (ФАНтасты ТАВРии) при Крымской писательской организации, из недр которой «родились» два сборника фантастики «Фантавры» (1983) и «Феми-фан» (1990). В начале 1990-х в связи с развалом СССР, крахом книгоиздания и засилья рынка западными фантастическими книгами, писательница отошла от любимого жанра и сосредоточилась на детской литературе. Из-под ее пера вышло несколько детских произведений, викторин, путеводителей, а с 1993 года — она бессменный редактор известного в Крыму и единственного на Украине детского краеведческого альманаха «Крымуша».

В 1997-м в творческом объединении «Таврический клуб» у писательницы вышла небольшая книжка «Сказки Древнего Крыма».

В 2002 году выпустила фантастическую сказку-игру для детей «Сердоликовый ларчик, или Приключения Крымуши в стране Фантаврии», в которой рассказывается о крылатом мальчике, преодолевающем множество препятствий и сражающемся с темными силами в поиске волшебного сердоликового ларчика. А в 2006-м вышла тиражом в 500 экземпляров книга фантастических повестей для детей и подростков «Крылатая лошадка», рукопись которой пролежала в редакции целых пять лет. Интересно, что эта книга, увидевшая свет при финансовой поддержке крымского правительства, не предназначена для торговли — весь тираж ушел в библиотеки.

Фантастические рассказы и повести писательницы были переведены на венгерский, болгарский, украинский языки. А 23 июня 2006 года, в признание заслуг, ее имя было присвоено Черноморской районной детской библиотеке, о чем теперь гласит мемориальная доска.

О творчестве Светланы Ягуповой

Главная особенность творческой манеры Светланы Владимировны Ягуповой – сочетание реальности с фантастическими элементами, при этом немалое внимание уделяется нравственным понятиям, чувствам и взаимоотношениям людей. Вот как писательница объясняет, почему ею избран жанр фантастики: «В детстве, из-за долгой прикованности к постели, у меня часто смещались понятия «верх» и «низ» - наверное, так бывает в космическом корабле, в состоянии невесомости. Этим фактом давней пространственной путаницы и замкнутости полушутя объясняю свою вчерашнюю работу в жанре фантастики. Уход в экзотический жанр был, как теперь думаю, неосознанным желанием облечь свой жизненный опыт в соответствующую художественную форму – со мной немало случалось такого, что выходило за рамка обычного. Разве не фантастика – пройти этапы умираний и воскрешений в каждом своем возрастном периоде, заглянуть за край, за предел и вновь вернуться в этот мир? Тот же, кто одной ногой побывал в иных измерениях, уже не может плавно вписаться в здешние».

В период работы над детской фантастической повестью «Крымуша в стране Фантаврии» у Светланы Владимировны возникла идея выпускать краеведческий журнал для детей. Толчком к этому послужили просьбы соседских ребятишек подобрать литературу о Крыме: его прошлом, флоре и фауне, достопримечательных местах и т.д. А такие книги были написаны и изданы только для взрослых. «Почувствовала личную свою вину перед ребятами, - говорит писательница, - и захотела ее загладить». Тем более, что в «воображении давно родился маленький добрый дух нашего полуострова – Крымуша». Маленький сказочный эльф летает над Крымом и оберегает его.

Крымуша.jpg

Я – не муха, не зверушка,
Не домашняя игрушка.

Я живой, а не из плюша.
И зовут меня – Крымуша!

Эти слова появились на обложке выпущенного в 1993 году первого номера детского журнала «Крымуша». Любопытный и задорный житель сказочной страны «перекочевал» из фантастической повести на страницы краеведческого издания, тематика которого разнообразна: история, природа, культура, национальные традиции и обряды, художественные произведения и т.д. Излучателем идей и фантазий, главным координатором и главным редактором журнала, который издается уже на протяжении почти десяти лет, является Светлана Владимировна Ягупова. Бессменным главным художником, заместителем главного редактора остается Александр Васильевич Иванченко, чьи яркие и живые рисунки придают особый колорит, делая издание привлекательным для читателей. Задача издателей заключается в том, чтобы дети «сполна осознавали, в каком замечательном месте земного шара живут», чтобы «содержание журнала всегда было на высокой духовной ноте».

Светлане Ягуповой принадлежат многие очерки, рассказы, стихотворения, опубликованные в «Крымуше», часть из которых подписаны литературными псевдонимами: А. Морева, В. Светланова, Фотиния Таврическая, Лана Лайтова, Егор Туркалов и др.

Познавательно, в доступной форме и вместе с тем с гордостью истинного краеведа автор пишет об удивительной природе Крыма, животном и растительном мире («Подземный палеонтологический музей», «Властелины земли», «Крылатые созданья» и др.), историческом прошлом полуострова («Как Артемка нашел «город мертвых», «Прекрасная Деметра» и др.), о замечательных людях, оставивших свой след на крымской земле («Ученый, путешественник, фантаст» и др.). Гриновский волшебный мир открывает писательница в очерке «Грин зовет нас на палубу»: «Там пешком путешествуют вокруг света, ходят по морской глади, парят в облаках без каких-либо аппаратов. Там живут люди отважные и благородные, которые дружат и любят «на разрыв сердца». В цене у них… верность слову и делу, мужество и нежность». Рассказывая о творческой биографии писателя, которая не менее сложна, чем его жизнь, Светлана Владимировна отмечает, что Грин сумел «в схватке с самим собой и обстоятельствами сохранить свое лицо». Известный писатель, чья судьба тесно связана с Крымом, призывает искать чудеса внутри себя. Под словами Грина «Я хочу вас всех вытащить на палубу!» уверенно подписывается Светлана Ягупова, присоединяясь к желанию великого романтика спасти людей от мещанства, серости, бездуховности.

«Друг мой! Я не знаю, где ты живешь, сколько тебе лет, какой ты национальности. Для меня все это не важно. Однако я хочу ощутить между тобою и мною нить взаимного понимания», - так начинает С. Ягупова свой цикл бесед Фотинии Таврической, в которых детей «ждет информация не столько для ума, сколько для сердца». Герои этих бесед – лучшие представители народа, славные сыны отечества, «для кого высшей ценностью, самым дорогим сокровищем были не набитые барахлом сундуки и шкафы и даже не стальные мускулы…, а сокровище души, ее не всегда понятная, скрытая от прямого взгляда красота».

«Настоящее… чудо совершает Бог через угодивших Ему людей». К их числу относится и Серафим Саровский, который добровольно обрек себя на пожизненное затворничество в монастыре и сознательно принял нищету и мученичество. Чудотворец Серафим был одарен любовью к людям: «В любом человеке он видел образ Божий, и поэтому на каждого изливал свою любовь, каждому дарил утешение и надежду» («Пламенный Серафим»).

Свидетелями удивительных событий в преддверии Рождества становятся ученики и их учитель, рассказывающий о рождении Иисуса Христа, который «дал нам понять, что не в богатстве и величии счастье человека. Куда важнее его любовь к людям, доброта, отсутствие гордыни и тщеславия» («Рождественское чудо»).

Об Андрее Первозванном, чье славное имя носит знамя российского военно-морского флота, идет речь в беседе «Ученик Христа прошел по Крыму». Предание гласит, что Андрей, свидетель многих чудес Христовых, проповедовал в Скифии, основал в Херсонесе первую христианскую общину, построил храм на мысе Фиолент.

Много трудностей и сомнений испытал великий князь Владимир на пути к православной вере, которая открыла «много нового о Боге, об отношении к миру, о человеке, смысле жизни». Главный духовный подвиг Владимира – крещение Руси («Преображение Владимира»).

Читатели знакомятся и с художественными произведениями писательницы, опубликованными на страницах журнала «Крымуша».

Реальная история, случившаяся в оккупированном фашистами Симферополе, лежит в основе рассказа «Белочка». Сердобольная баба Даша прячет у себя пятилетнюю еврейскую девочку, каждый раз при обыске спуская ее в корзине за окно. Однажды случайно забытая девочкой игрушка привела к печальному исходу: фашисты безжалостно расстреляли бабушку и ребенка.

Артемка из рассказа «И пуля, и пилюля» ненароком обидел свою подругу Альку. Мудрый старичок объяснил, что словом, оказывается, можно убить: «Дурное слово – сильнее пули или бомбы». Мальчик, осознав свою вину, спешит к заболевшей девочке, чтобы подарить ей свою любимую игрушку. О чуткости, внимании, бережном отношении друг к другу заставляет задуматься юных читателей Светлана Владимировна.

Любимому жанру – фантастике – писательница не изменяет и на страницах детского краеведческого издания. «… «Крымуша» и есть мое личное творчество и родное дитя! – говорит С. Ягупова в одном из интервью. – Полистайте журнал, и вы поймете, что по сути я осталась верна своему жанру…».

«Сердоликовый ларчик» - так называется фантастическая сказка-игра, главы из которой опубликованы на страницах журнала «Крымуша» (в 2002 году в издательстве «Бизнес – Информ» вышла книжка под таким названием). С помощью чудесного ларчика главный герой Крымуша попадает в невероятные истории: путешествует на другие планеты, оказывается в подводном мире, знакомится с принцессой Эолой и т.д.

Волшебница Арулана подарила Крымуше прекрасную книгу, полную тайн, загадок, ребусов, шарад. Вместе с лесунком Оком они увлеклись игрой «Друг», ответы на вопросы которой помогают отличить истинную дружбу от ложной (глава «Волшебный подарок»).

В логово шайтанов попадает Крымуша, отправившись на поиски украденного волшебного ларчика. Чтобы выбраться оттуда, пришлось преодолеть сложный путь по лабиринту («В логове шайтанов»). Подбирать ключ к загадочному шифру, запечатленному на полузанесенной песком мраморной плите, вынуждены были герои, оказавшиеся в царстве подводного змея Тэбелькока. («Послание из подводного города»).

Змей Гордыныч, овладевающий чужой душой и делающий человека хвастливым и заносчивым, амазонка Еленора, путешествующая с Крымушей по векам и странам, злая Жужуканда, которая подслушивает чужие мысли и доносит о них Черному Шори, великанша Арулана, являющаяся мамой Крымуши, - все это обитатели сказочной страны Фантаврии, о которых идет речь в «Космической азбуке Крымуши». Удивителен остров Остроумов, где живут чудаки – остряки и хохотушки-остроушки. Необычно проходят занятия, которые проводит Звездный Гуру в Небесном лицее. Печальна судьба Телепленника, подолгу сидевшего у телевизионного экрана…

Вымышленные герои, попадающие в необычные ситуации, заставляют юных читателей задуматься о вечных земных ценностях: добре, справедливости, благородстве, искренности и др. Поучительные истории в картинках, придуманные С. Ягуповой и нарисованные А. Иванченко, обличают человеческие пороки и учат детей избавляться от них. В сказке «Для себя жить – с шайтаном дружить!» космическая оса Жужуканда, любившая делать гадости, заколдовала Крымушу, а добрая чайка Ая спасла его. «Жить для одного себя – опасно и неинтересно», - заключает автор. Злые, противные жабы старика Завидуна заставили Крымушу позеленеть от зависти: очень уж понравились ему подаренные на день рождения грифону Грише подарки. Друзья прогнали пучеглазых, а вместе с ними исчезла и зависть. («Жабы Завидуна»).

«Не делай другому то, чего не желаешь себе!» - такой урок преподнесла волшебница Арулана Крымуше. («Золотое правило»).

Забавный мальчишка в матросской тельняшке и панамке из газеты стал любимцем крымской детворы.

В колыбели Золотой, на горе Басман,
Появился озорной, странный мальчуган.
Он крылатый, он летает, у него забавный вид,
Он о Крыме столько знает,
Что компьютер не вместит.

- так начинается «Песня о Крымуше», слова и музыку к которой сочинила С. В. Ягупова.

Светлана Владимировна считает своим долгом помогать юным талантам пробивать себе дорогу (на протяжении уже нескольких лет она является бессменным членом жюри республиканского конкурса на лучшую детскую рукописную книгу «Проба пера», традиционно проводимого КРДБ им. В.Н. Орлова). Поэтому отдельные страницы каждого номера «Крымуши» посвящены детскому творчеству, которое, по мнению автора, пронизано «не только любовью к родному краю, но и такими чувствами, как доброта, сострадание, стремление к дружбе…».

За годы своего существования журнал «оброс» приложениями из серии «Библиотечка журнала «Крымуша». Светлана Владимировна является автором-составителем многих из них: краткого путеводителя – викторины «Крылатые сандалии», учебных пособий «Удивительный мир животных», «Волшебное царство флоры», «Уроки дружбы».

В 1997 году творческое объединение «Таврический клуб» выпустило познавательные «Сказки древнего Крыма» из этой же серии. Герои сказочных историй. Интересная тема и необычная форма изложения материала делают издание привлекательным и познавательным для маленьких читателей. Краеведческий очерк «Полуостров в доисторическое время», завершающий «Сказки древнего Крыма», является своеобразным учебным пособием по геологии и палеонтологии Крыма и дает ответы на многие вопросы, касающиеся природы крымской земли в древности.

Светлана Владимировна – натура романтическая, тонко чувствующая людей, природу, весь мир. Она – автор ряда стихотворений, адресованных и детям и взрослым. Занимается поэзией так же профессионально, как прозой и публицистикой.

Непременное чувство юмора, удивительный такт, ненавязчивая назидательность – отличительные особенности ее стихотворений для детей.

Замечательны стихи С. Ягуповой о представителях животного мира полуострова. Небольшие по объему, они ярки, образны, легки, наполнены юмором.

Статьи, очерки, заметки на актуальные темы, волнующие автора, постоянно появляются на страницах республиканских газет и журналов.

В очерке «Невидимка Зубов» автор вспоминает о том времени, когда ей, тогда еще молодому корреспонденту районной газеты, посчастливилось встретить необычного человека – русского интеллигента, отличного врача, друга и подвижника А.И. Солженицына. Белой вороной, оригиналом, чудаком слыл Николай Иванович Зубов, бескорыстно помогая людям и довольствуясь немногим. «Я особенно остро осознаю будничный подвиг этого человека, который честно и смиренно, до последней черты, нес свой крест истинного интеллигента, живущего по законам добра и совести», - пишет С. Ягупова о Николае Ивановиче, который четверть века прожил в Крыму.

Светлану Владимировну волнует важная проблема духовного просвещения подрастающего поколения. Об этом она рассуждает в своих публицистических произведениях.

Существуют три основные мировые религии: христианство, мусульманство, буддизм, - которые выдержали испытание временем. Как человеку, особенно молодому, разобраться в самом себе, приобщиться к духовной жизни, какую веру избрать, как избежать пагубного влияния различных сект? Об этом размышляет С. Ягупова в очерке «Нужно ли учить вере?» Автор считает, что «… вера издавна была нравственной и духовной опорой семьи, общества и государства». Чтобы молодежь не плутала в духовных потемках, ее необходимо учить, вводя, например, в средних школах факультативный курс по основам православия, открывая христианские культурные центры и т.д.

Все очерки из цикла «Клипы разорванного времени» заканчиваются вопросами, заставляющими читателей задуматься и найти свои ответы. Очерствели души людей, проходящих мимо нищего ребенка, просящего милостыню: маленький, грязный, босой, с глазами восьмидесятилетнего старичка. Страшно, «что общество привыкло, смирилось, согласилось с тем, что дети погибают на глазах у взрослых» («Храни вас Господь!»). Никого не волнует прорванная труба, потому что прогнила не только водопроводная система, но и вся цивилизация, человеческие души («На котле»). Каждый человек стоит перед выбором – жить по законам божьим или по своим собственным. О необходимости духовного воспитания детей идет речь в очерке «Таракан или образ Божий?..» Судьба поколения 60-х годов, зараженного романтикой с юности, волнует С. Ягупову. Почему опустились паруса, ставшие символом несбывшихся надежд? Когда же наконец подуют ветры перемен? («Кто и что оживит их?»). «Неужели паруса душ наших так и останутся окаменелыми? – пишет автор в очерке «Ждут света и ветра». – Так и не наполнятся фаворским светом и огненным ветром веры?..».

В статье «Наши предки – не банан и муха!» Светлана Владимировна с искренней тревогой пишет о моральном, нравственном разложении отдельных представителей молодого поколения, которым ничего не стоит «махнуть рукой на патриотизм и на прочие высокие чувства и ценности». Трудно понять поведение участников молодежного фестиваля «Каzантип», поразивших своей расхлябанностью, безкультурием, вседозволенностью. Автор противопоставляет им собравшихся на съезд православной молодежи Крыма. Радовали «вдохновенные юные лица, в чьих глазах светились любовь, надежда и отвага перед будущим. С такими лицами не садятся на иглу, не кончают самоубийством, не подбрасывают в мусорки новорожденных младенцев. Потому что эти молодые люди знают, в чем высший смысл жизни, или ищут его». Называет автор и тех, кто спасает «юные души от гибельной воронки сегодняшнего безнравственного водоворота». Оптимистичны последние строки очерка: «Не хочется расставаться с надеждой на лучшее. Хочется верить – не «фэйсы», а лица и лики спасут нас…».

Вера истинная, живущая в душе человека, и вера как очередная дань моде – вот тема очерка «Православный атеизм. Что это такое?».

Актуальны, лаконичны, убедительны монологи с натуры под общим названием «Знаки последних времен». Писательнице удалось очень ярко, образно, емко нарисовать своих персонажей, как будто взятых из реальной жизни. Пьет горькую писатель, чья «писанина» никому не нужна: «Глянь, что на книжных развалах – глянцевые монстры, привидения, вампиры. Народ заразили потрясениями. Все тихое, спокойное, гармоничное уже не воспринимается». («Литератор»). В «больного, одинокого, побитого, голодного» бомжа превратился некогда ненаглядный мальчик с пушистыми ресницами и романтической душой, влюбленный в Грина и мечтающий о морях – океанах. А мама хотела сделать из него хирурга. В итоге – сломанная судьба («Бомж»). Теряет в себе человека, не замечая этого, «новый» русский, достигший, по его мнению, многого в жизни: денег, любовницы, «мерсюка» и др. («Капиталистик»). В нарушении христианской этики ведет уроки «сексопросвещения» школьная учительница («Просветительница»). Противоречивые чувства испытывает к своим подопечным работник социальной службы. Она и злится на них: «… эти бабушки-старушки в печенках у меня сидят», и искренне жалеет. Безнравственно то общество, которое обрекло стариков на жизнь «без лекарств, без тепла, без нормального питания» («Соцработник»). Легкомысленна в своем отношении к вере героиня монолога «Неофитка».

Тяготами жизни делится с умершим отцом дочь, пришедшая к нему на могилу («Дочь»). Глубоко заблуждается молодой человек, считая себя просветленным, духовно свободным от нравственных норм, увлеченный новомодными верованиями. Он высмеивает свою подругу с ее «православными заморочками» («Продвинутый»). Страшна исповедь десятилетней девочки, рассказывающей о своем грехе и просящей боженьку о прощении («Интернатская»). Монологи с натуры поражают умением автора тонко подмечать окружающую жизнь, создавать достоверные образы, раскрывать внутренний мир своих персонажей, точно передавать их речь.

Перу Светланы Владимировны принадлежат статьи, очерки, заметки об известных крымских писателях, рецензии на их произведения.

«Поэтом иного измерения» называет С. Ягупова крымского детского поэта Владимира Натановича Орлова, рецензируя его сборник «Я желаю вам добра». С уважением к таланту известного мэтра детской литературы написана статья «Володимирові Орлову – 50», опубликованная в 1980 году в «Літературної України». Накануне 70-летнего юбилея в одной из республиканских газет появился очерк «Он был молодым и веселым». Талантливым детским поэтом, человеком уникальным, блистающим остроумием, веселой выдумкой, мистификацией – таким его вспоминает Светлана Ягупова, знакомая с ним много лет. Добрым советом родителям заканчивается повествование: «Отрывайте детей от тупого просиживания перед экраном. Читайте им книжки, читайте стихи Орлова – чтобы их души не старели от порой убийственных телепрограмм, чтобы заряжались веселой, здоровой энергией поэта, которого лишь на физическом плане сегодня нет с нами рядом».

«В мире много всего – ума, образованности, силы, еды, барахла… И только одного всегда не хватает – доброты», - этими строками из романа Марии Васильевны Глушко начинает С. Ягупова свой очерк, посвященный известной крымской писательнице, человеку яркому, красивому, сильному, одаренному. «Она впечатала в свои книги нешикарный, нетребовательный и трудный быт рядового советского человека, оторванного от духовных корней предков, однако сумевшего вопреки обстоятельствам сохранить такие вечные ценности, как идеал материнства, женской доброты, самопожертвования». («Железная леди» крымской словесности»).

Одна из последних работ Светланы Владимировны – автобиографическое произведение «Под сенью крыл твоих. Мозаика мгновений», напечатанное в журнале «Брега Тавриды». Удивительно откровенно пишет автор о себе, о тех испытаниях, которые выпали на ее долю, о людях, находящихся рядом: постоянно согревают душу свет и тепло родительской любви, живы воспоминания о друзьях «лежачего детства», судьбоносной оказалась встреча со знаменитым хирургом В.Ф. Войно- Ясенецким – святым Лукой. С искренним уважением, глубоким чувством сопереживания писательница рассказывает о тех, кому выпала тяжелая доля – быть инвалидом, но они не озлобились на жизнь, а сохранили в душах добро, любовь, щедрость. И как часто бывает, что физически здоровые люди более ущербны, чем те, которые «не обладают телесным совершенством». Произведение заканчивается размышлениями Светланы Владимировны об истинной любви, которой «на Земле еще так мало». Только она всеобъемлюща, приближает людей к Богу и к друг другу.

Книги С. Ягуповой печатаются в различных издательствах Симферополя, Киева, Москвы. Статьи на актуальные темы современной жизни появляются на страницах газет и журналов.

Многогранно и самобытно творчество Светланы Владимировны. Ее произведения излучают душевную щедрость, альтруизм, житейскую мудрость и доброту.

Писательница – в постоянном творческом процессе: новые сюжеты, новые образы, новые темы… Но все подчинено одному – стремлению одухотворить, нравственно усовершенствовать молодое поколение. «… Светлана Ягупова… вся в работе, - пишет Л. Панасенко. – И над своим беспокойным детищем «Крымушей», и над рукописью новой книги».

Библиография

Сборники, отдельные издания:

  • Волшебное царство флоры: Учеб. пособие для сред. шк. / Худож. А. Иванченко. – Симферополь: Творч. об-ние «Таврический клуб»; Таврида, 1996. – 17с.: ил. – (Букварь юного краеведа. Б-чка журн. «Крымуша»).
  • Зеленый дельфин: Повесть-фантазия / Худож. Н. Пичугина. – Симферополь: Таврия, 1977. – 144с.: ил.
  • И нуль – пространство разомкнуть: Повести / Худож. В. Жерибор. – Симферополь: Таврия, 1982. – 256с.: ил.
  • Крылатые сандалии: Краткий путеводитель – викторина для школьников / Худож. А. Иванченко. – Симферополь: Творч. об-ние «Таврический клуб»; Таврида, 1995. – 17с.: ил. – (Б-чка журн. «Крымуша»).
  • Ладушкин и Кронос: Неоновые сказки / Худож. А. Кот. – К.: Рад. письменник, 1987. – 256с.: ил.
  • Сердоликовый ларчик: Фантаст. сказка-игра / Худож. А. Иванченко. – Симферополь: КРЖОО «Свобода»; Бизнес-Информ, 2002. – 64с.: ил.
  • Сказки древнего Крыма / Худож. А. Иванченко. – Симферополь: Творч. об-ние «Таврический клуб», 1997. – 33с.: ил. – (Б-чка журн. «Крымуша»).
  • Твой образ: Повести / Худож. А. Сухоруков. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 270с.: ил. – (Б-ка сов. фантастики).
  • Удивительный мир животных: Учеб. пособие для сред. шк. / Худож. А. Иванченко. – Симферополь: Творч. об-ние «Таврический клуб»; Таврида, 1996. – 25с.: ил. – (Букварь юного краеведа. Б-чка журн. «Крымуша»).
  • Уроки дружбы: Учеб. пособие для сред. шк. / Худож. А. Иванченко. – Симферополь: Творч. об-ние «Таврический клуб»; Таврида, 1999. – 64с.: ил. – (Букварь юного краеведа. Б-чка журн. «Крымуша»).
  • Феникс: Фантаст. роман. / Худож. В. Агафонов. – К.: Молодь, 1988. – 231с.: ил.
  • Феномен Табачковой: Фантаст. повести / Худож. В. Жерибор. – Симферополь: Таврия, 1979. – 240с.: ил.

Из сборников:

  • А вы не верили…: Рассказ // Фантастика – 83: Сборник. – М., 1983. – С. 106-113.
  • Астральный случай: Рассказ // Нечеловек – невидимка. – Симферополь, 1991. – С. 198-267.
  • Берегиня: Рассказ // Фантастика – 84: Сборник – М., 1984. – С. 124-149.
  • Ладонью к небу и земле: Заметки составителя / Фантавры: Фантаст. рассказы. – Симферополь, 1983. – С. 5-8.

Произведения, опубликованные в периодической печати:

  • Алетейя: Повесть // Радуга. – 1988. - № 4. – С. 146-160; № 5. – С. 150-168.
  • Бегу к морю: Из повести об Александре Грине // Сов. Крым. – 1979. – 5 авг.
  • Белочка: [Рассказ] // Крымуша. – 1995. - № 2. – С. 15.
  • Берегиня: Фантаст. оповідання // Дніпро. – 1987. - № 4. – С. 56-72.
  • Второе лицо: Фантаст. повесть // Радуга. – 1978. - № 6. – С. 55-83.
  • Гомо фантастикум: Оповідання // Рад. жінка. – 1983. - № 4. – С. 18-19.
  • Диалог у моря: Отрывок из романа // Крым. правда. – 1986. – 12 окт.
  • Для себя жить – с шайтаном дружить: [Сказка-комикс] // Крымуша. – 1996. - № 9. – С. 22-23.
  • Жабы Завидуна: [Сказка-комикс] // Крымуша. – 1995. - № 3-4. – С. 20-21.
  • За чашкой чаю: Бытовая сценка // Курорт. газ. – 1975. – 5 окт.
  • Знаки последних времен: Монологи с натуры // Брега Тавриды. – 2001. - № 1. – С. 189-202.
  • Золотое правило: [Сказка-комикс] // Крымуша. – 1995. - № 1. – С. 24-25.
  • И нуль – пространство разомкнуть: Повесть // Радуга. – 1979. - № 9. – С. 72-103.
  • И пуля, и пилюля: Рассказ // Крымуша. – 2002. - № 20. – С. 17-19.
  • Контактер: [Отрывок из повести] // Сов. Крым. – 1986. – 3 авг.
  • Космическая азбука Крымуши // Крымуша. – 1994. - № 1. – С. 13-14; № 2. – С. 12-13; 1994. - № 3. – С 20-21; 1994. - № 4. – С. 10-11.
  • Крымуша // Крымуша. – 1993. - № 1. – С. 1-2.
  • Крымуша на астероиде: [Сказка-комикс] // Крымуша. – 1995. - № 2. – С. 26-27.
  • Легенда о капитане: Повесть // Радуга. – 1980. - № 8. – С. 117-124; № 9. – С. 75-92.
  • Лесная драма: [Сказка-комикс] // Крымуша. – 2000. - № 16. – С. 26-27.
  • Непохожая: Фрагмент из докум. фантасмагории «Десятые на планете» // Будем милосердны. – 1992. - № 3. – С. 14-15.
  • Пенсия: Рассказ // Крым. правда. – 1975. – 7 сент.
  • Под сенью крыл твоих. Мозаика мгновений // Брега Тавриды. – 2002. - № 2-3. – С. 141-205.
  • Помідорове дерево: Оповідання // Літ. Україна. – 1980. – 5 верес.
  • Сердоликовый ларчик: Главы из фантаст. сказки-игры // Крымуша. – 1996. - № 10. – С. 28-31.
  • Солдатский привет: Рассказ // Курорт. газ. – 1973. – 24 июня.
  • Софоровой ночью: Отрывок из повести // Сов. Крым. – 1982. – 30 мая.
  • Сочини свою краску: Новелла // Крым. правда. – 1971. – 3 окт.
  • Тыоня: Рассказ // Лит. Россия. – 1985. - 7 июня.
  • Фантариум: Городские былички // Лит. Россия. – 1983. – 18 февр.
  • Феномен Табачковой: Отрывок из повести // Сов. Крым. – 1978. – 8 апр.
  • Шрам: Рассказ // Радуга. – 1968. - № 12. – С. 69-73.
  • Що сталося з Піолою?: Фантаст. оповідання // Наука і суспільство. – 1983. - № 8. – С. 56-59.

Поэзия:

  • В нас тайно замурованы поэты // Крым. правда. – 1975. – 29 июня.
  • «Вблизи от Евпатории…» // Крымуша. – 1994. - № 1. – С. 1.
  • Гости из прошлого (Фантастическое видение в Долине привидений) // Крымуша. – 1993. - № 1. – С. 13.
  • Доктор Бурыгина: Очерк в стихах // Сов. Крым. – 1978. – 15 окт.
  • Морские животные; Ночесветка; Розовый скворец; Квакша; Серебристая чайка-хохотунья // Крымуша. – 2001. - № 18. – С. 18-19.
  • Не осуждай // Крымуша. – 1994. - № 3. – С. 10.
  • Неожиданные строки; Сон // Крым. правда. – 1997. – 24 июня.
  • «Одиннадцать месяцев город кольцом…» // Крымуша. – 1999. - № 15. – С. 8.
  • «Чтобы ездил лимузин…» // Крымуша. – 1996. - № 9. – 2-я стр. обл.
  • Песня о Крымуше / Сл. и муз. С. Ягуповой / // Крымуша. – 1995. - № 1. – 3-я стр. обл.

Публицистика:

  • Беседы Фотинии Таврической [Рождественское чудо; Начальное слово; Пламенный Серафим; Ученик Христа прошел по Крыму; Преображение Владимира] // Крымуша. – 1994. - № 1. – С. 2-3; 1995. - № 3-4. – С. 3-5; 1996. - № 10. – С. 22-23; 1997. -№ 11. – С. 8-9.
  • В небесной книге все останется // Крым. правда. – 1996. – 18 мая.
  • Властелины земли [Прекрасные чудища; Хозяева крымских пространств] // Крымуша. – 2001. - № 20. – С. 1-2.
  • Володимирові Орлову – 50 // Літ. Україна. – 1980 – 9 верес.
  • Волшебное слово Орлова звучать будет снова и снова! [Он был озорным и веселым; Созданный им мир; Строки из его биографии] // Крымуша. – 2002. - № 16. – С. 10-11.
  • Грин зовет нас на палубу // Крымуша. – 1997. - № 13. – С. 16-17.
  • Девочка Яна, лягушки в пруду и нирвана // Крым. правда. – 1993. – 9 сент.
  • «Железная леди» крымской словесности // Крым. правда. – 2002. – 16 янв.
  • Заглянем пристальнее в лица: Заметки писателя в дни Великого поста // Крым. изв. – 1993. – 25 марта.
  • Звери Крыма [Такие разные и удивительные; Где они обитают] // Крымуша. – 1991. - № 19. – С. 22-23.
  • Как обрести живую душу // Крым. правда. – 1987. – 18 апр.
  • Керчь – город двадцати шести веков [«Говорящие» вещи древнего Пантикапея; Как Артемка нашел «город мертвых»] // Крымуша. – 2001. - № 18. – С. 6-7.
  • Край волшебства и тайн // Крымуша. – 1993. - № 1. – С. 4-5.
  • Крылатые созданья // Крымуша. – 2001. - № 18. – С. 1.
  • Кто они, фантавры? // Крым. комсомолец. – 1987. – 31 окт.
  • Культура в рубище убогом // Крым. правда. – 2002. – 22 июня.
  • Людина космічна: Науч.-попул. очерк. // Наука-фантастика. – 1991. - № 2. – С. 22.
  • На полужесте: О прототипе героя повести «Контактер» // Новая жизнь. – 1999. - № 2.
  • Наши предки – не банан и муха! // Крым. правда. – 2001. – 7 апр.
  • Невидимка Зубов // Крым. изв. – 1992. – 13 окт.
  • Нужно ли учить вере? // Крым. изв. – 1996. – 24 апр.
  • Окаменелые паруса: Из цикла «Клипы разорванного времени» // Крым. изв. – 1997. – 24 июля.
  • Он был озорным и веселым /О В.Н. Орлове/ // Крым правда. – 2000. – 8 сент.
  • Он прилетел из Фантаврии: Из биографии малыша // Крымуша. – 1999. - № 14. – С. 32-33.
  • Осмысление Крыма русской музой // Крым. правда. – 2000. – 9 нояб.
  • Писателю семнадцать лет // Крым. правда. – 2002. – 22 авг.
  • «Плач в комнате смеха» // Крым. правда. – 2001. – 21 нояб.
  • Подземный палеонтологический музей // Крымуша. – 2001. - № 19. – С. 1.
  • Поэт иного измеренья / О В.Н. Орлове/ // Крым. правда. – 1980. – 5 марта.
  • Православный атеизм. Что это такое? // Крым. правда. – 2002. – 30 марта.
  • Прекрасная Деметра // Крымуша. – 1993. – № 1. – С. 14.
  • Пророчество философа-космиста /О Н.Ф. Федорове/ // Сов. Крым. – 1989. – 17 сент.
  • Симферополь [Далекое прошлое; Российские ворота Крыма; Духовный и культурный центр] // Крымуша. – 2000. - № 16. – С. 1-4.
  • Тебя ждут, человек // Учит. газ. – 1986. – 25 авг.
  • Ученый, путешественник, фантаст /О В.А. Обучеве/ // Крымуша. – 1999. - № 15. – С. 3
  • Фантаст не я, а время // Крым. правда. – 1980. – 15 июня.
  • Феномен Галины Печаткиной // Крым. газ. – 2001. – 21 дек.
  • Як розширити межі життя: Діалог письменників-фантастів // Літ. Україна. – 1986. – 20 листопада.

Примечания



Все тексты и изображения, опубликованные в проектах Крымологии, включая личные страницы участников, могут использоваться кем угодно, для любых целей, кроме запрещенных законодательством Украины.